Кто даст нам надежду на завтра? Подведя итоги, Rap.Ru устремляется в будущее — не слишком далекое. Дэфолиант
Ант, вне всяких сомнений, отличный мелодист. Живи мы в идеальном мире, он мог бы составить здоровую конкуренцию Виктору Дробышу с Игорем Матвиенко. И если в своей основной группе 25/17 Антон часто наступает на горло песне, то Дэфолиант, вероятно, придуман для того, чтобы реализовать его тягу к поп-мелодиям. Наше зачисление озорного проекта Анта и Васи Дэфа, вдохновленных комиксами Marvel, в ряды будущих надежд очень условно: уже сейчас они без малого состоявшиеся артисты. Проблема в том, что их юмор не всегда очевиден слушателю. Приняв все за чистую монету, многие сразу же отворачиваются от группы - и совершенно зря.
Ситуация может измениться к лучшему: в ушедшем году Антон и Василий оседлали новую – и пользующуюся сейчас бешеным спросом – ностальгическую волну, выпустив два мини-альбома серии "Перемотка". Первый стилизовал наивное электро начала 90-х вроде Мальчишника и Богдана Титомира, второй обратился за вдохновением к несерьезному техно-попу середины десятилетия. Материал очень свежий и необычный для русского хип-хопа, в некоторых песнях потенциальные хиты прослушиваются даже невооруженным ухом. Так думаем не мы одни – трек "Я из 90х" канал MTV выбрал гимном для народной ретро-потехи "Супердискотека".
Младший Сын Неба
К своему творчеству Миша Малой подходит предельно серьезно. "Он не просто забавляется шахматами, он священнодействует" – отмечал набоковский герой; здесь, видимо, тот же случай. Интеллектуал, владеющий, помимо всего прочего, японским языком, Младший Сын Неба делает очень непростую музыку. По сути это абстрактный хип-хоп, не заумный и перегруженный смыслами, а, скорее, стоящий в стороне от надоевших бытописаний. Правильнее будет даже сказать "литературоцентричный" – вдохновляется Миша книгами Кобо Абэ и Воннегута, в его текстах-стихах влияния классиков очень отчетливо слышны. С музыкой тоже все в порядке: к примеру, для последнего мини-альбома "Партизан" свои минуса дал Sasha JF, музыкальный консультант Def Joint. Под его наэлектризованные инструменталы Мишины приговоры миру зазвучали еще органичнее. Ключевые слова: звук будущего, музыка сфер, колыбельные для кошки.
9 Грамм
МС Аветис – участник екатеринбургского бандформирования Mad Bustazz (в их рядах начинали свой пусть к успеху АК-47). Юмористическими куплетами, на которых уже можно ставить копирайт "произведено на Урале", он не ограничивается, мысля шире (при этом в его песнях все же запоминаются юморные панчлайны, вроде строчки про лысых и бородатых). По сути, Аветис сводит воедино два разнонаправленных вектора, представленные в русском рэпе, условно говоря, Тимати и Бастой. От первого у 9 грамм – молодецкая удаль, нехилые понты и песни, которые хоть сейчас бери и ставь старшеклассницам на рингтоны. От второго – цепляющие припевы, общая хулиганистость и трудоголизм (как уведомляет сам артист в твиттере, не успев дождаться официального выхода своего первого альбома, он уже записал второй). Если представить, что все это попадет в нужные уши (и – чего греха таить – сложится с грамотным пиаром), может получиться большой хип-хоп для большой страны.
Леша Маэстро
Еще один привет с Урала. Был в Екатеринбурге в середине "нулевых" коллектив Worna Brazass. Сейчас он вряд ли на слуху у большинства, но именно "братья" сделали стеб и пацанский юмор особым региональным трендом, проторив дорожку для десятков последователей. Просуществовали WB недолго: один из участников оказался в тюрьме, после чего другие разбрелись по своим проектам. Дольше всех на плаву остался Алексей "Леша Маэстро". В прошлом году он записал, наверное, самую честную песню про взрывы в московском метро, вызвав много обсуждения в Интернете. А в конце года отметился на альбоме Карандаша, выступив в паре с другим Маэстро – Maestro A-SID. Где-то в промежутке между этими событиями Алексей вместе с группой Восточный округ записал альбом "Гоп-стоп". Это все тот же екатеринбургский юмор на грани фола, только с серьезными нотками: размышлять "за жизнь" артисту явно интереснее, чем веселить толпу. Музыка очень народная, так что распространяться она, очевидно, будет народными же путями: через телефоны, магнитолы и сайт vkontakte. Если вы до сих пор не слышите куплетов Леши из проезжающих машин, снимите наушники и прислушайтесь еще раз: вдруг они уже там?
Пабло Прекрати
"По новым понятиям я старая школа, и, мать его / из всей Пензы семерых всего-то зову братьями" – читает Пабло Прекрати на своем альбоме "Аннушка Уже Разлила Масло". Сменив пензенскую прописку на нью-йоркскую, бывший участник коллектива Пен-а-пласт оказался между двух огней: с одной стороны, он звучит совершенно по-западному (и это хорошо), с другой – рискует быть непонятым на родине (и это, скорее, печально). Пабло делает рэп о рэпе и для рэперов, не идя на компромиссы и не ударяясь в модные кроссоверы. Словом, все то, что называется "тру" и за что принято многократно респектовать. Есть и еще один момент: в России не так много хип-хопа, сделанного по старому доброму рецепту "чтобы раскачивало" – и на этом поле Пабло уделывает многих конкурентов под орех.
Кравц
Удивительно, но при кажущемся разнообразии артистов, которого раньше не было, нормального популярного мейнстрим-рэпера у нас до сих пор нет. Есть Баста, но с люмпеновским оттенком, есть Тимати - по-азиатски гипертрофированная версия американских звезд, которых в Америке почти и не осталось, есть ST и Лион, которым просто не хватает хитов. Вот первый претендент. Кравц привлекателен, обаятелен, он, кажется, немного негодяй - что еще нужно, чтобы понравиться широким массам? Но Кравц может понравиться и не только им - он интересно читает, обладает чувством юмора и вкусом - это видно по клипам, не замыкается на хип-хопе. Альбом “Puffnaughty” заслуживает большого внимания, но в нем хватает и необязательной воды. Ждем второго альбома, который не должен остаться пропущенным.
4Пыль
Волна последователей "доброй грусти" схлынула, а вот слушатель, предпочитающий всему прочему невеселую музыку и замороченные тексты, остался. Только вот слушать ему практически некого - Ассаи да и только. Для поклонников хип-хопа о чувствах в самом широком смысле этого слова рекомендуем саратовский проект 4пыль. Ранее дуэт, а ныне один Павел по прозвищу bezmenia, больше года назад засветился на качественных сборниках "Хип-хоп для гурманов" и "Из подполья на танцпол" и выпустил на Rap.Ru отличный альбом "На разных языках". Как и любой DIY проект страдает небольшой продуктивностью, но в последнее время стали появляться новые треки - не хуже старых. Как бы ни противно было слово "пиар", но именно его, помимо собственно песен, не хватает 4пыли, иначе потенциальные слушатели, интересующиеся скорее эмоциональной музыкой в целом, нежели рэпом, просто его не услышат.
Mezza Morta
Странно говорить о перспективности рэпера, столько раз появлявшегося на наших страницах, но потенциал Меззы еще совсем не раскрыт. Налицо последовательный рост: от микстейпа "Looney Tunez" к клипу "Это не хип-хоп" и мощному альбому "Звезда трущоб". В нем рэпер талантливо конструирует из того, что под рукой у всех, свой особенный мир, в котором машина - и друг и женщина, тусклые окраины Москвы опасны как бразильские фавелы, а простая необходимость зарабатывать деньги называется красивым словом хастл. Многих увлекает подобный взгляд на окружающее, особенно, когда, как у Меззы, все получается ощутимо и кинематографично. При этом очевидно, что нужно кое-что править, убрать лишний воздух, четче найти свое лицо. Тогда мало что помешает стать ему лучшим хастлером.
Амбар
"На Урал ехать надо! На Урале вся сила!" - так говорил бы герой Сухорукова из "Брата", будь он рэпером наших дней. АК-47, ТГК, 9 Грамм, Наум Блик, Горный Щит - вот совершенно неполный список имен, которые составляют гордость уральского рифмованного слова. Смело добавляем туда уроженца города Миасс Амбара. Он далек от пацанячих рассказов, посиделок с "сисей стрельца" и разборок на Химмаше, но зато умеет взять и воплотить в стихи абсурдные, фантастические темы вроде мамы-обжоры, пропажи миасского пломбира или каннибализма. Сочиняет он и другие, попроще, похипхоповее: про деньги, музыку или “чекирап”, но в любом случае это получается очень свежо, незамыленно и как-то по-доброму, по-человечному. Амбар - один из немногих современных МС, который "запасы" зарифмует не с "пидорасами", а с "лоботрясами". Зависимость от интернета, призрак Джона Колтрейна, сумасшествие - до всего есть дело Амбару и его другу Шайбе на их недавнем совместном альбоме "Лучше не надо". Еще у них на этой пластинке проявился отличный нюх на хорошие сэмплы. Рекомендуется всем, кто хоть на шажок готов отойти от рэп-стереотипов.
Рэм Дигга
В начале 2010-го мы опубликовали интервью с этим незаурядным МС и битмейкером, сетуя на то, что пропустили его невероятный сольный альбом. В течение года с ним произошли очевидные изменения, которые вновь не позволяют умолчать. Он записался со Смоки Мо, петрозаводскими самородками the Chemodan, продюсировал треки на новый альбом Эйсика, но интереснее другое. В 2010-м Дигга стал представлять треки, далекие от злого хардкора "Периметра". Он поет, читает не о любви, не такой больной, как раньше, экспериментирует с прямой бочкой и обещает "лирический альбом". Die-hard фэны, заказывавшие диски из Гуково, негодуют, но нам все это кажется очень интересным. Сырым, местами наивным, но началом чего-то очень правильного, народного. Такие песни, как у раннего Многоточия, могут затронуть, зацепить каждого второго. Может быть, не именно эти, но те, что придут им на смену. Хардкор, впрочем, Дигга не забыл, и легко может выжать жесткий бит из своего "акая" и "застелить" сверху быстро и жестко.