На вопрос, кто же был первым, ответа найти уже, наверное, не удастся. Но одно точно – в течение 2-3 лет, то есть в период 1993-1995 г.г., сформировались первые ставропольские рэп-коллективы. Некоторые из них объединились сначала в танцевальные команды для выступления на культовом для тех времен мероприятии под названием «Крэйзи Данс». Другие собрались сами по себе от большого желания самим попробовать читать рэп, чтобы показать, что не хуже тех парней, чьи кассеты сметались с прилавков. Ну, и конечно же появление в продаже сборников и альбомов первых российских рэп-исполнителей тоже дало толчок к появлению первых ставропольских МС. К слову сказать, танцевали тогда практически все, и в основном в 1993-94 туса образовывалась именно на почве пристрастия к исполнению различных па, «слизанных» из просмотренных клипов американских хип-хоперов. Собирались в небольшие компании, ходили по дискотекам, демонстрируя всем своё мастерство.
В итоге в конце 1994-го - начале 1995-го года, решено было переходить от танцев к песнопению. В то время вся туса клубилась в одном месте, которое стало местом рождения ставропольского рэп-коммьюнити. Имя ему – диско-бар «Три пальмы», который находился на районе Ботаника. Именно там из разбросанных по всему городу маленьких компаний по интересам и появилась на свет ставропольская хип-хоп тусовка, став единым объединением. В помещении, рассчитанном на 50 человек, набивалось человек 100, которые тусили, танцевали, бухали, обменивались кассетами и просто весело проводили время. Не помню, как звали хозяина заведения, но этому человеку ставропольские рэпперы должны поставить памятник при жизни. Объясню почему. Представьте, толпа 70-80 и более человек, которая практически ничего не заказывает в баре (всё таскали с собой с соседних ларьков), дебоширит, ломает мебель, пляшет какие-то сумасшедшие танцы и т.д. Но он закрывал на это глаза, потому что он был горд тем, что в его заведении зависает самая интересная и неординарная для тех лет молодёжь. Респект ему на века! Надо сказать, было ещё одно место, которое способствовало развитию хип-хоп культуры в Ставрополе – музыкальный магазинчик в Доме Офицеров, где кассеты с рэп-музыкой появлялись с завидной постоянностью. Увидев, наш интерес они стали разыскивать для нас всё больше и больше альбомов разных исполнителей. Никакой разбивки на стили мы тогда не делали, конечно, скупалось всё, без разбора, «лишь бы рэп». Также были «подгоны» видеокассет с клипами, записанными с MTV от студентов из Анголы (Rock, Turbo, Limo), у которых в общежитии стояла «тарелка».
Прошла зима, и тусить в помещении стало неинтересно, всем захотелось на волю! И опять хороший человек перехватил эстафету у хозяина «Трёх пальм». На этот раз тусу «пригрели» на так называемой «клетке» - дискотеке в Парке Победы. И помог в этом человек по имени Руслан (ныне DJ Texas), который работал там диск-жокеем. Именно благодаря его поддержке и энтузиазму рэпперов в июне 1995 года (!) прошёл Первый Ставропольский Рэп-фестиваль «Голос Старого Города». Он шёл два дня. Участие приняли семь команд: Dead Nazi (John H., Снуп),Kitten Beat( ILL, Bak$), On Ice (Бордюр, Артур), Street Angels (Димит, Дэн), L.S.D. (Стас, Семён), SP (ILL, Аккумулятор), Black Crow (Жук, Lитва). Читать толком никто не умел, «минуса» практически у всех в большей массе были «ворованными», но мы были счастливы просто стоять на сцене с микрофоном в руках и зачитывать свои перлы. Надо сказать, что это были ещё не все команды, существовавшие в городе. Были и те, которые отказались участвовать, сославшись на то, что у них контракт и бесплатно они выступать не будут. Сейчас вспоминать об этом смешно, потому что контрактов никаких не было, а были просто предприимчивые люди, которые пытались делать на этих ребятах деньги. Они писали им «минуса», записывали их в студии, взамен те подписывали какие-то бумажки, запрещавшие им выступать без разрешения этих горе-продюссеров. Таких команды было две – Mad Cool Black Feelings (двое участников которой ныне являются Крёстной Семьёй, остальные трое парней – это те самые студенты из Анголы) и Сублимация Импульсов (полностью женский коллектив). Они периодически появлялись на «Крэйзи Данс» и студенческих мероприятиях в ДК Профсоюзов. На этом фестивале произошёл и первый биф в истории ставропольского хип-хопа, инициатором которого был, пожалуй, самый эксцентричный ставропольский МС тех лет – Аккумулятор. Трэк «девочки, которые хотят читать рэп», направленный против Сублимации Импульсов вызвал бурю эмоций, как положительных, так и отрицательных.
Фестиваль прошёл... Всеобщей эйфории не было предела – мы сделали это! Все были настолько воодушевлены, что второго фестиваля пришлось ждать не долго. Он прошел в ноябре 1995 года и конечно в «Трёх Пальмах». Это было одно из лучших ставропольских рэп-пати за всю историю. Команды были те же плюс прибавились Сублимация Импульсов (их «кормилец» предоставил «аппарат» и, наверное, даже что-то заработал), также появилась ещё одна новая команда 2 Non Black (Фикс, Мирон). А также On Ice трансформировались в Т.Г.(Бордюр, Артур, Роман, Ефим), прибавив к составу ещё несколько участников. Атмосфера была великолепной: хороший звук, хорошие участники, телевидение, море водки и всё это в любимом тусовочном месте. Сказка! Все поднаторели в написании «минусов» и текстов, и спустя лишь несколько месяцев все показали неплохой по тем временам уровень. Практически все уже разжились собственными фонограммами, которые «делали» нам профессиональные музыканты за сумасшедшие по тем временам деньги. Некоторые уже успели к тому моменту поработать в студии.
Всё прошло на ура и, казалось, что всё всегда так и будет – пати будут идти одна за другой и мы будем развиваться и развиваться. Но вмешались обстоятельства – «Три Пальмы» закрыли. Фестиваль «Крэйзи Данс» прекратил существование. После этого начался всеобщий разброд и упадок. В феврале 96-го правда смогли всеобщими усилиями провести ещё один фестиваль, на котором всё-таки выступили Mad Cool Black Feelings (незаметно от «продюсера») и мелькнула ещё одна новая команда S.B. Team.
После этого все разбежались кто куда. Основная масса людей просто бросили культуру, сказав, что они повзрослели, что это не приносит денег и прочую чушь. Kitten Beat уехали –таки в Москву (тем более, что ILL – коренной москвич, он учился в Ставрополе), где мелькнули на Rap Music’97 и на сборниках от Hip-Hop Info. Но в итоге они всё-таки распались. Хотя до сих пор они в строю - ILL постоянно экспериментирует, участвует в разных проектах, ну а DJ Bak$ (резидент клуба Infiniti) – имя более чем известное. Начиная с 1996-го года, началось всеобщее затишье, длившееся пару лет.
В 1998-ом произошла ещё одна попытка возродить хип-хоп движение. Но прошедшее пати собрало небольшое количество команд и зрителей. Интерес был утерян. И опять наступила тишина...
Произошло то, с чего всё начиналось. Вся туса распалась на обособленные компашки, собираясь вместе лишь на какие-то мероприятия (концерт Bad Balance и MD & C. Pavlov, которых чудом занесло в Ставрополь), или случайно встретившись, шли вместе куда-нибудь опрокинуть пивка и повспоминать былые времена.
Но не всё оказалось так плохо! Новое тысячелетие открыло ставропольскому хип-хопу второе дыхание. B.A.T.O.N.’Z Community и GREENDOG – состоящие в основном из «ветеранов» движения и абсолютно новые имена: Ломаные Рифмы, Маzа Dа Муzа и многие другие начали постепенно возвращать ставропольскую хип-хоп культуру к жизни. Ну, и конечно же Крёстная Семья, которая выпустив альбом, стала очень популярной на территории России. Естественно, не осталось ни одной из «старых» команд, но некоторые личности, из тех, что стояли у истоков ставропольской рэп-культуры нашли себя в новых проектах: JOHN H. в B.A.T.O.N.’Z Community, Фикс в GREENDOG, Мэд и Сом в Крёстной Семье, Артур из Т.Г. сейчас известный московский продюсер, про BAK$’а я упоминал выше.
Наконец-таки очнулись клубы, повернувшись к рэпу лицом, увидев, что эта музыка начинает набирать популярность.
Что происходит сейчас в Ставропольской хип-хоп сообществе? Можно сказать, что теперь ставропольский рэп, наконец, прочно встал на ноги. Теперь у нас есть свои студии, талантливые МС, битмейкеры и ди-джеи, специализированные магазины и заведения, передача на радио. Регулярно проводятся всевозможные пати, самыми яркими из которых в последнее время были фестиваль «Мастера Слова» и серия вечеринок «Хип-хоп сессия» (организованные лейблом МЕА).
JOHN H., B.A.T.O.N’Z Community, GREENDOG, Dee.Mon, Вечная Тема, MD Killah, БлокАда, DJ Musicmaker, DJ Mash – это далеко не полный перечень тех, кто сейчас является лицом ставропольской рэп-музыки. Появляется большое количество талантливой молодежи, за которыми будущее.
Добавлено (04.01.2011, 10:12) --------------------------------------------- Зачем этот топ? А чтоб был! Надо вообще по всей нашей необъятной + СНГ пройтись и топов создать, для просвящения общественности
Биография Крёстная семья: “Если ты с нами разделяешь страну, её настроение, её характер - значит ты уже в семье”. Так считают те, кого называют самым ярким хип-хоп-проектом в России. Крестная Семья - коллектив из Ставрополя, заставивший поверить, что пути к славе и признанию не заказаны никому, надо лишь избегать слепого поклонения стандартам и нормам. Они шли к цели своим путем, и естественно пришли не туда, где оказалась разнородная масса русского хип-хопа.
Лидеров группы зовут Николай и Роман. Стремясь отгородиться туманом недосказанности, они тщательно дозируют информацию о себе, потому что она "может быть приобщена к делу" - не обо всем в их жизни и работе можно говорить уверенно и однозначно. Достаточно серьезные парни, для которых рэп - увлечение. На жизнь они зарабатывают совсем другими вещами, не питая иллюзий, что записывая пластинки можно прокормить семью. По их словам, они встретились 13 лет назад и с тех пор в деле. У них общий бизнес - ночной, клубный. Соответственно, занятие музыкой - для разрядки, отдыха и "чтобы в тачке качало".
Однозначно назвать рэпом то что они делают нельзя. Основа безусловно из хип-хопа: речитатив (очень самобытная манера, которую некоторые считают примитивной), сэмплы (сэмплируют в основном советскую эстраду), криминальная тематика (но не смешные попытки копировать ужимки обитателей нью-йоркских кварталов, а обстоятельный подход взрослых мужчин, знающих что-почем). На таком рэп-фундаменте покоится творчество, заставляющее вспоминать лучшие образцы блатного жанра. Образы, характеры, язык - все позаимствовано в уголовном шансоне. Дебютировать всегда не просто, а уж когда тебе под тридцать… У Романа и Николая была именно такая ситуация. Метод их продвижения к вершинам заслуживает особого восхищения - парни просто заслали свой диск в Ростов, Электронику, который его и "распиарил" среди "Объединенки". Позже сами съездили в Ростов, познакомились, произвели впечатление. В итоге компакт-диск с домашними записями Крестной Семьи попал в руки Влади. Прошло совсем немного времени, и на kasta.ru появилась его рецензия на творчество Крестной Семьи. Влади писал, что диск крутится в его студии ежедневно, и отдельные песни звучат на бис. И естественно, каждый гость чуть ли не в обязательном порядке удостаивается прослушивания трэков горячих новичков из Ставрополя.
Очаровав таким образом Касту, парням не составило труда найти общий язык с руководством лейбла Respect Production и заключить соглашение о выпуске своих альбомов (да-да, альбомов - на тот момент у Семьи было накоплено много материала). История одномоментностью своего взлета немного напоминает сказку про Золушку, но мы ведь не в сказке...
Вышедший диск получил агрессивное название "Пираньи" и заслужил неоднозначные оценки. Новая группа была настолько неординарной, что воспринять ее сразу оказалось непросто.
Пираньи - божьи твари Было ощущение, что Круг и Кучин решили поиграться в рэп. Непривычными казалось все: музыка, читка, сленг, темы песен. Но недоумение постепенно сменялось принятием их правил игры, их бандитского антуража и издевательского юмора. Материал был "в стиле" и сразу оказался избалован вниманием СМИ. OM, Афиша и FHM посвятили парням хвалебные оды. Справедливости ради надо сказать, что далеко не все разделяли восторг журналистов. Не все принимали инкрустацию в рэп шансона, жанра обычно ассоциируемого с тупостью, быдланством и предельно низким интеллектом; жанром, типичным слушателем которого считается 40-летний таксист.
Но у Семьи-то все иначе. Их песни - это жесткая подъебка над реальностью. История эпохи первоначального распределения капитала, рассказанная в лицах. Но, кажется, материал, представленный на "Пираньях", не позволил осознать это в полной мере. К тому же полюбившиеся многим интернет-хиты, такие как "Ненавидит Жена" и "Роллексы", которых жаждали услышать в полной версии и хорошем качестве, оказались отложены для следующего альбома. Который и расставил все по местам.
Плахиепацаны Крестная Семья - это явление. У них есть то, чего не хватает почти всем коллективам в России - четко выраженная индивидуальность: свой имидж, своя тематика, свой, легкоузнаваемый стиль и в музыке, и в читке, и в манере общения. В их творчестве чувствуется сакральная причастность к происходящему в уголовном мире, о котором многие знают только по сериалам, типа "Убойная сила". Они ярко выраженные отрицательные герои.
Голливуд приучил нас, что хорошие парни всегда побеждают. А актеры все равно мечтают об отрицательных ролях (Кристофер Уокен ("Сонная Лощина", "Короли Самоубийств"), к примеру, играет исключительно негодяев и вполне счастлив). Плохие парни всегда фактурнее. Они соединяют в себе качества как со знаком плюс, так и со знаком минус, в то время как "хорошие" герои обречены совершать только добрые дела. И потому плохие пацаны выглядят более живыми, чем сугубо положительные типажи, проживающие только на страницах книжек и напрочь отсутствующие в жизни.
Плохие пацаны из Крестной Семьи не переигрывают. Одеваются просто и стильно, но так, что позавидует главный хип-хоп-модник Пи Дидди. В общении подчеркнуто корректны. И серьезно относятся к вере - крест на их эмблеме не спекуляция на религиозную тему.
Для Братана В декабре 2003 Крестная Семья принимает участие в фестивале "Наши Люди", впервые выйдя на большую сцену в одной обойме с Кастой и Лигалайзом, ЮГ'ами, Big Black Boots и рэп-ветеранами Onyx.
А через три месяца состоится последняя зримая акция Крестной Семьи - выпуск альбома "Для Братана", который появился на свет в марте 2004 года. За подробностями об этом заслуживающем внимания альбоме отсылаю всех к разделу нашего сайта Рецензии, где рассказ о диске если еще не появился, то возникнет со дня на день. Скажу только, что альбом оказался на голову выше "Пираньей" и представил Крестную Семью во всей их красе. А ведь не за горами и третий диск, который уже записан и по оперативной информации превзойдет два предыдущих! Выпустив "Для Братана" Крестная Семья "легла на дно", сосредоточившись на работе, семье и прочих простых житейских делах. Они и сейчас продолжают действовать нетипично. Не дают концертов, не снимают клипы, не создают информационных поводов. На вопрос рассчитывают ли заработать на своих пластинках, рассудительно отвечают библейским "кесарю - кесарево".
Сообщение отредактировал m@d - Понедельник, 10.01.2011, 18:29
Группа «Вечная Тема» основана в 1997 году в городе Ставрополе. Коллектив состоит из 2-ух личностей: Сиропа и Жекана.
Жекан – это генератор идей и сюжетов многих будущих хитовых песен. Он обладает неординарным вокалом и не менее впечатляющим речетативом. Будучи лириком, частенько шокирует людей своими жёсткими, критичными и провокационными действиями.
Сироп – это главный и единственный битмейкер группы, звукорежиссер, а так же МС, находящийся в процессе постоянного музыкального эксперимента. Низкий, глухой, немного шепелявый речетатив Сиропа является полной противоположностью высокого, пронзительного речетатива Жекана, но в то же время он находит немало своих почитателей.
Изюминкой группы многие считают именно контраст между её участниками. Группа параллельно участвовала в записи объединённого проекта B.A.T.O.N.’Z Community, который в начале своего существования не являлся на 100% серьёзным, но в процессе записи отношение было пересмотрено. Вследствие чего «Вечная Тема» сосредоточилась на записи этого проекта, на время отстранившись от своего собственного альбома. Сейчас «ВТ» возвращается к записи сольного материала.
На начало 2005 года ждут своей записи, сведения и доработки около 40 песен, которые можно смело разбить на два альбома. «Вечная Тема» выступала в Ростове-на-Дону, Волгограде и нескольких городах родного края. В настоящее время звучание группы начинает приобретать трип-хоповую окраску, почему-то мало распространённую в России.
"Группа NеLеGалы образовалась в 2003 году. Почему "NеLеGалы"? Да потому что ни у одного из участников группы не было местной прописки:) На тот момент в состав группы входило 5 человек: Dog, Adiga, $aila$, Dgon & ToLikk.
ToLikk занимался написанием музыки для песен. Писали на Ejay Hip-Hop 5, как и многие на тот момент начинающие развиваться команды. Минуса получались бодряковые. Каждый сам себе писал текста... собирались на хате и упорно репетировали! Интерес к рэпу был диким...
Но по разным причинам в 2004 году двое человек покинуло группу. Остались трое (Dog, Adiga & $aila$). Некому было писать музыку, кому-то надо было учиться её писать... этим человеком стал Adiga. Записывали песни на сраной студии в Доме Культуры (качество записи гавно)... но и этому были рады:)
Были записаны темки "Наркотик", "Военные действия"... Эти песни разошлись по городу и пользовались спросом! Нас это радовало! Выступлений не было, упор был пока на то, чтобы песни были кайфовыми и, чтоб слушали их не только друзья со двора!
В июне 2004 мы едем в Сочи на море и там договариваемся о выступлении на местной дискотеке. Выступаем! Всё кайфово. Приезжаем с моря на радостях. И, как раз после нашего морского приключения в начале июля внутри группы произошла ссора и $aila$ покинул коллектив. Буквально через месяц к нам пришёл Dio Frag.
Темпы развития группы заметно ускорились... К этому времени были записаны треки уже новым составом. "26 Рус", "Апокалипсис", "Про тех, кто рядом"...
В конце августа мы едем в Будённовск на выступление по приглашению будённовских пацанов "Восьмой район". Это мероприятие было более-менее крупным, всё прошло, как по маслу... радости немерено, да и кайфанули там мы нереально, поугарали от души. Я помню как Игорь (Dio Frag) прям со сцены по накурке послал всех нах... но никто ничего не сказал:))
Февраль 2005. Мы едем выступать в Ессентуки на фестиваль, организованный Лириком и Fil`ом. Там же знакомимся с Рецидивом.
Приезжаем в марте к ним на студию, общаемся... в конечном итоге мы стали прописываться у них. Нас устраивало качество записи треков и, самое главное, серъёзный подход Жени к музыке!
Стали появляться какие-то знакомства, связи. В конце марта едем в Нальчик на презентацию альбома группы "Зона Лирики". Это уже было для нас серъёзно... было 800 человек в зале, концерт писали на камеры и сейчас он продаётся на dvd-дисках.
Зрители хавают наши темы, после концерта автографы, просьбы сфотографироваться, для нас это было ново! Мы не ожидали, что нас так душевно встретят в этом городе (Нальчик, Салам Уалейкум). Это по-любасу море эмоций!! Потом было ещё много выступлений. Мы прописываем фиты с Лириком, с Рецидивом. Начинаются движухи!
Потом уходит из состава группы Dio Frag. Мы с Муратом продолжаем делать свой саунд. Но к 2007 году у Мурика немного поменялись интересы, я его понял... Сейчас он ушёл из команды, оставив меня одного, но мы всё равно пишем с ним песни. Мурат мне как Брат! А так я работаю один с музыкой сейчас, пишу на фруте и эйсиде.
Так же, как и раньше "не люблю стандарт и все признаки банальности отвергаю":) Делаю что- то своё, порой пробивает на лирику, но в основном это хард-кор. Люблю что-то жёсткое! А если лирика, то только сумасшедшая:)
Хочу поблагодарить за моральную поддержку пацанов из Рецедива, Северный Ветер. Салам М.К.Р., Прайд, Лирик, Акула (Рэп-Обойма), Зона Лирики." Dog
executeR, есть у меня пара треков... Уже точнее три, одна демка добавилась... Из наших рекомендую "Крестную семью" первые альбомы, там бомбы есть, нормальные пацанячьи песни. А вообще советую, конечно, "Соль Земли". Послушай их альбом "Культ силы". Вот это реально грамотные пацаны, лучший в мире рэпчик!
Кстати, ни о ком, кроме "Семьи", "Блокады" и "Рецидива" вообще не слышал никогда и афиш не видел и песен мне никто не прикалывал их
Добавлено (11.01.2011, 10:07) --------------------------------------------- А, еще. Есть у меня кореш-рэппер Int... Еще группа "СКС". Их клип на форуме залит. Мной)))))))
Сообщение отредактировал Crowbar - Вторник, 11.01.2011, 09:47
К теме о Ставропольском рэпе: "Я буду делать вещи жеще Леши из Замоскворечья (DEMO)" лежит в топе для треков начинающих исполнителей))
Добавлено (18.01.2011, 12:30) --------------------------------------------- 22 января 2011 г., "1-й Корпус". Explosion, СКС, КрайЗО! Подведение творческих итогов прошедшего года, заключительное выступление с программой 2010. Вход 200 р. Будет качать грамотная рэпчинка:)
22 января 2011 г., "1-й Корпус". Explosion, СКС, КрайЗО! Подведение творческих итогов прошедшего года, заключительное выступление с программой 2010. Вход 200 р. Будет качать грамотная рэпчинка:)