Я не люблю чувствовать себя дураком. К счастью это происходит довольно редко, да и то, в разговоре со специалистом в какой-то неизвестной мне области. Неприятное чувство быстро рассеивается после того, как он по моей просьбе объясняет то же самое на простом языке. Большинство мастеров своего дела знают, как спроецировать специальную терминологию на бытовую речь.
Иначе обстоят дела при прослушивании записей. Если что-то не понятно, то переспросить говорящего практически невозможно. С каждым непонятным словом ускользает смысл произнесённого, пропадает желание слушать дальше. Этот эффект также можно наблюдать на лекциях для первокурсников, которые хронически забывают подготовиться к монологу профессора.
Большинство рэперов никогда не попадут в высшие учебные заведения. И соответственно повествуют они, как правило, о простых вещах. А слушатель — не студент, он просто хочет получить удовольствие от музыки. Так что пример профессора не катит для того, чтобы отучить рифмоплётов повторять такие загадочные заклинания как «ведро хайдро» или «за тру умру». А ведь это и есть слова-паразиты, из-за которых у случайного слушателя быстро пропадает интерес к русскому рэпу.
Обратимся за помощью к писателю Владимиру Сорокину, который несомненно умеет преподнести любую информацию понятно и виртуозно. В его сатирической повести «День опричника» главный герой, Комяга, слушает в машине радио:
Улавливает верный «мерин» мой шведскую радиостанцию «Парадигма» для наших интеллектуалов-подпольщиков. Сильный ресурс, семиканальный. Прохожусь по каналам сим. Сегодня у них юбилейный выпуск: «Русский культурный андеграунд». […] И наконец седьмой канал этого паскудного радио навсегда отдан поэзии русского минимализьма и конь-септ-уализьма. Свои стихи, состоящие в основном из покашливаний, покрякиваний и междометий, мрачновато-обречённым голосом читает Всеволод Некрос:
бух бах бох — вот вам Бог. бих бух бах — вот вам Бах. пиф паф пах — вот вам Пах. И этого достаточно.
Мда… Что тут скажешь. Вот этим навозом, этой блевотиной, этой пустотой звенящей и питаются наши интеллектуалы-подпольщики. Полипы они юродливые на теле нашего здорового русского искусства. Минимализьм, парадигма, дискурс, конь-септ-уализьм… С раннего детства слышу я слова сии. Но что они означают — так до сих пор и не понял.
Приблизительно так же в настоящей жизни люди воспринимают современный русский рэп. Единицы, которые вдаются в подробности, нередко разочаровываются, что за загадочными словами скрыты банальности. Так что пора менять парадигму, господа подпольщики, иначе дискурса не будет.
Я думаю, что каждый уже заметил, что многие музыканты сегодня ориентируются на Запад. Как сказал Карандаш: «Американщина шагает по России. Она пришла сама — вы даже не просили». Мне кажется, что это очень правдивые и настоящие строки. Пусть даже если он и не это имел в виду, но он попал в точку.
Каждый второй сегодня пытается походить на американских рэперов. Но зачем? Чем мы русские хуже их? Почему мы не хотим создать свой — русский рэп? Если все будут думать: «Запад! Вот откуда надо брать пример!», то через несколько лет, мы будем просто пародировать америкосов и ни чем от них не отличаться. Каждый второй пишет диссы, пытаясь при этом походить на западных рэперов. Каждый третий делает музыку похожую на американский стиль, подбирая для этого типично американские аккорды. Каждый четвёртый употребляет американские слова в своих текстах как щит или флоу. Что это за хрень? Разве нельзя использовать наши русские слова? Куда это всё приведёт? Мне кажется многие просто думают, что с нашей русской музыкой никуда не пробиться, поскольку «Америка правит миром».
Даже на Евровидении, представляя нашу великую Россию, мы исполняем песни на английском языке. Стыд просто. Меня охватывает одновременно зависть и уважение по отношению к странам, которые свои песни исполняют на родном языке.
Мы совсем забыли как Лев Толстой или Фёдор Достоевский завоевали своим творчеством весь мир, писав при этом исключительно на русском языке. Они олицетворяли Русь. Они показали всему миру, насколько талантлив русский человек.
Этот регресс наблюдается не только в музыке, но также и в народе. Многие переселенцы, покинувшие Россию, предпочитают разговаривать на иностранных языках и забывают свой родной язык. Причины на то разные: одни были совсем маленькими во время переезда и отказываются выделятся от местных жителей, другие просто стыдятся. Но чего стыдиться? Того что ты родился в России? Почему? Разве это настолько непрестижно? Да, как говорится, в семье не без урода, и в каждой нации найдётся такой урод, но я думаю это далеко не повод для стыда.
Жалко, что сегодня это не каждый замечает. Жалко, что сегодня не каждый гордится своими корнями. Патриотизм гибнет.
Хотелось бы закончить эту статью отличными строками из стихотворения Сергея Есенина:
Если крикнет рать святая, Кинь ты Русь — живи в Раю. Я скажу не надо рая, Дайте Родину мою.
Сообщение отредактировал Mail - Понедельник, 22.11.2010, 18:28
Ща удалят нафиг, потом в нормальном разделе воссоздам этот топ, благослови его Господь
Добавлено (22.11.2010, 18:59) --------------------------------------------- Чудеса творят админы, топ выжил и переехал
Добавлено (22.11.2010, 19:06) --------------------------------------------- За единство хип-хопа Часть Первая
(из издания "Рифма Мира")
Автор сериала «Хипхоп в России от первого лица» в представлении не нуждается. Именно благодаря безвозмездной деятельности Саши Мёда на протяжении лет можно получить уникальную информацию о героях русского рэпа.
Мы пересеклись с легендой журнализма в Чехии на «Хипхоп-Кемпе». Это первая часть нашей беседы с камероманом. Ещё есть вторая и третья часть. Также доступна видеозапись.
Рифма Мира. Привет, Саша.
Саша Мёд. Привет.
Рифма Мира. Я сейчас не буду спрашивать тебя, как это всё началось и почему. Люди могут на твоём сайте всё почитать чёрным по белому. Я бы хотел с тобой поговорить о будущем русского рэпа, которое неизбежно.
Ты недавно на своём ЖЖ выдвинул такой тезис, что развитие русского рэпа на данный момент тормозится за счёт того, что не хватает учителей. То есть старые рэперы отходят на задний план, а накопленное знание они не передают, и молодежь начинает всё сначала.
Саша Мёд. Тут немножко не так. То есть старички — они отходят от дел, потому что они взрослеют. Уже многим к 30-и или за 30, то есть те, кто первые две волны были рэперов. И у них уже появились обязательства, семьи, дети. И для них хипхоп он тогда был хобби, не был никогда деньгами. Они всегда работали тогда и сейчас тем более. А то, что они были пионерами, первыми — потому что не у кого было учиться.
А то, что новое поколение сейчас появилось, там с волны батл-рэпа, например, или там какие-то другие самоучки. Они просто… Такое чувство, что они не изучают вообще, то что было. Я не говорю: «Это нужно слушать!», ну в смысле переслушивать, ставить на репит, как это модно вообще озвучивать. Но знать, что вот — корни, чтобы грубо говоря не повторяться или знать, как не надо делать или надо делать, стремиться к какому-то уровню — этого сейчас нет.
Но может быть это и к лучшему то, что такая новая волна сейчас вышла. Там в батлах 5000 человек участвуют и все читают рэп! Столько дисков в России вообще не продаётся. Ну там, единичные артисты. И всё. И вот он там 100 своих микстэйпов каких-то там напечатал и раздал друзьям. Никто ничего не покупает, это понятно. Это отдельная грустная проблема, которую можно часами тоже обсуждать. Хипхоп есть, но его и нет. Он вышел локально. Вот здесь мы можем почитать рэп и всё. Нет «юнити».
Раньше, в середине 90-х, было как: идёшь по улице в трубах и видишь другого человека в трубах или девчонку в трубах, сразу — раз — познакомился. Сейчас такого нет. Я конечно понимаю, сейчас вообще молодёжная культура — она урбан-культура стала. То есть уже нет просто деления: рэперы, металлисты. Раньше было почётче. Сейчас всё перемешалось. Сейчас много стилей которые впитали в себя разные стили. Но всё равно, нет вообще просто какой-то доброты общения. Все как-то к друг другу настороженно относятся. Это и артистов касается и слушателей.
И в результате нет связи. Новое. Старое. Есть единичные новые артисты, они — известные. Есть единичные старые артисты, они — известные. А в общем хипхопа, какой-то систематизации, логически нет вообще. Никто не хочет это объединять. Есть люди которые вкладывают деньги, но они естественно пытаются их отбить сразу. И поэтому тут сразу откаты в другую сторону вообще.
Рифма Мира. Поэтому я сразу задам вопрос, который связан с проблемой сообщества, проблемой единства. Существует несколько разных очень посещаемых сайтов в русском рэпе, где люди обсуждают исключительно рэп. Какой сайт имеет центральное значение?
Саша Мёд. Если мы говорим об обсуждениях, дискуссиях, то это безоговорочно «Хип-хоп.ру». По большей своей форме это форум. Это единственный русскоязычный форум, где обсуждается в основном хипхоп, рэп, ну и различные темы. Там больше всего людей и там именно идёт дискуссия. Дискуссия слушателя, в основном. Хотя бывает в дискуссию вступают и сами артисты. Не совсем звёздные, ну те, кто не против этого. Кто может дискутировать.
А информационные порталы, именно как новостные: есть конечно самый посещаемый — «Рэп.ру». Если у «Хип-хоп.ру» в районе 10000 посещений в день, но это именно те люди, которые приходят за информацией почитать какие-то анонсы и подискутировать на какие-то темы. То на «Рэп.ру» — около 20000. Есть какие-то: «Прорэп.ру», есть пиратский «Респекта.нет».
«Рэп.ру» — информационный, «Хип-хоп.ру» — дискуссионный . Остальные сайты — это какие-то смеси. То есть «Респекта.нет», у которого посещаемость около 15000 в день — это портал, который просто вывешивает бесплатно музыку, то есть пиратский. У нас и не секрет что 99 процентов слушателей качают музыку. Хотя конечно качают все 100 процентов, а из этих ста, кто качают и слушают хипхоп, покупают диски, винил процента 2-3, в лучшем случае. Поэтому они посещаемы.
Люди, которые начинают вникать в культуру, в отдельные группы, начинают ходить по специализированным порталам. У меня есть портал «УГВ.ру», которому будет 8 лет осенью, он вообще на своей волне. Это — видео, фото. Это — два интернет-лейбла. Это не сравнится с 10000, у меня есть 450-500 человек. Эти люди знают, что они придут, там будет: свежие релизы для свободного скачивания или анонс какого-то нормального мероприятия, или фотоотчет, видеоотчёт с мероприятия, которое прошло. Это когда человек уже знает, куда заходить. То есть в избранном. Например, я в день должен зайти на пять сайтов.
Есть ещё аналитический портал «Кипитрил.ру», у него наверно 2000 есть посещаемость. Он как блог ведётся. На «Кипитрил.ру» могут поставить видео, написать мнение о клипе. Сайт ведут несколько авторов. То есть такой аналитический.
Каждому своё. У нас проблема слушателя, что он не увлекается, не копает. Я вот 15 лет в хипхопе копаю, копаю и понимаю, что мне ещё 15 лет не хватит. Там столько интересного.
Рифма Мира. Ты когда-нибудь слышал про сайт «Рифма Мира»? Если будешь копать в следующий раз, там даже может появиться твоё интервью.
Саша Мёд. Ну вот видишь, нет юнити. Коннекта нет.
Рифма Мира. Давай перейдём от слушателя к творцу. Артисты сейчас растут без классических лейблов, как это было раньше. У них нет поддержки взрослых дядей, которые в этом всём уже шарят. Молодые артисты в основном даже не хотят попадать под эту тяжёлую руку. Что бы ты мог им посоветовать, что им нужно обязательно сделать?
Саша Мёд. Если у начинающего артиста есть талант и харизма, то он будет замечен. Это не касается уровня, когда ты на районе у себя или в своём маленьком городе выступил три раза с двумя-тремя песнями для своих же друзей, и когда пьяные девочки помахали ручками — это ничего не значит. Сейчас 21 век. Сейчас есть пару песен или уже записанный альбом, то ты просто вывешиваешь это в интернет и ждёшь реакции.
Молодой артист может прислать демо, к примеру на «Рэп Мьюзик». Если ты попадёшь в десятку, то тебя даже пригласят и ты будешь биться. Как вариант. Можно попробовать вывесить свой материал в сеть, «Вконтакте». Или на какие-то инди-лейблы, интернет-лейблы. Ну если это заинтересует лейблы, то может будет какая-то реакция. Сейчас такая тема, что может стрельнёт, а может быть и нет. Бывает хороший материал вывешивается в сеть, но нет реакции. А хороший материал. Бывает ни рыба, ни мясо, а он — востребован. Но это уже от слушателей зависит.
Самое главное, чтобы артист не заморачивался. Смешно выглядит, когда человек записал 2-3 песни и уже думает, что он должен выступать в других городах за «райдер», то есть уже за гонорар. Кто ты? Надо приземлённей ко всему относится. Если ты именно как поэт, читаешь свои текста, которые тебе в мысли приходят, то ты вообще не должен заморачиваться. Ты должен писать. Если ты не умеешь делать музыку, то должен найти себе нормального диджея или просто битмейкера, который тебе будет делать продакшн.
В принципе я могу сказать, что у меня есть два лейбла: «Ахули Рекордс» — инструментальная музыка, и «Рэпанет» — отдельный рэп-лейбл. Люди которые мне присылают свои альбомы, они пишут: «Я — битмейкер. У меня есть куча битов, но нет читал.» И также рэперы присылают мне микстэйпы, и я говорю: «У меня такой концепт, что микстэйпы мне просто не интересны.» Я решил от них с самого начала отказаться, чтобы продакшн был свой.
Рифма Мира. Правильно. Потому что это — не прогресс.
Саша Мёд. Очень часто берут продакшн Фифти Цента или Эминема. Ты слушаешь какой-то хит и начинаешь себя обманывать, что музыка-то крутая, а потом начинаешь разбираться, что читала-то совсем слабый. И как бы это всё уже не смешно.
Интернет. Сделай свою страничку, если там в России — «Вконтакте». Для зарубежных — «Майспэйс». Если есть какие-то деньги, то можно сделать сайт «Своёимя.ру». Нужно понимать, что делая для себя и вывешивая материал, отдача возможно придёт. Но не местечковая. Вот это самое главное. Не заблуждаться, потому что друзья могут не сказать тебе, что ты делаешь говно. Это проблема многих.
Добавлено (22.11.2010, 19:10) --------------------------------------------- За единство хип-хопа Часть Вторая
Рифма Мира. Ты сейчас упомянул международные отношения. Я проживаю в Германии и замечаю, что русские популярные рэперы, которых даже по российскому телевидению показывают, в Германии практически не появляются. Хотя, как говорится «рукой подать», и в Германии можно наверно получить неплохой гонорар. Не говоря о том, что вообще просто попасть в Германию. Это та страна, в которой выпускаются машинки, о которых русские рэперы мечтают постоянно в своих текстах. С какими бюрократическими проблемами столкнулся бы российский рэпер, если захотел бы выступить в Германии?
Саша Мёд. Очень просто — виза, это самое главное. Если только рэпер не из Санкт-Петербурга, бывшего Ленинграда. У них там попроще. У них шенген, им выдают вообще без проблем. А так если с технической точки зрения, если кто-то там в Европе или конкретно в Германии захочет привезти кого-то, то нужно будет заморачиваться минимум за месяц, а то и за два. Это нужна конкретная дата. Нужно предоставление документов в немецкое посольство, что именно этого человека мы приглашаем на конкретные даты, уже заказана гостиница. Такая тема.
В Европе нет таких проблем: у всех есть шенген и все катаются свободно. Тебя могут остановить, просто посмотреть, что ты — гражданин Европы, например, или как минимум нелегал какой-то и всё. Тебя отпустят дальше, если ты стёкла не бьёшь. У нас же это маленькая проблемка. Поэтому люди не хотят заморачиваться. С другой стороны можно организовать себе тур. Опять же надо 2-3 недели заморачиваться с визой там и прочее.
Рифма Мира. Я ещё столкнулся с таким фактом, что у большинства артистов, которые хотели бы всё-таки попасть на Запад, отсутствует человек, который раньше на лейблах назывался «менеджером». Они сами себе хозяева. И у них, как у многих безалаберных артистов, просто не получается взять визу или ещё что-то. Возможно ли такое, что проблема не только в политической ситуации России на сегодняшний день, а именно в том, что эти независимые артисты, они настолько независимы, что у них просто не получается?
Саша Мёд. Я тебе могу сказать очень просто. Если артист востребован, то есть тот, кто гастролирует хотя бы по своей стране. В России таких 5-7 можно назвать: Гуф, Баста, Карандаш, Каста, Нойз. Ещё двух-трёх можно назвать, у которых реально в месяц от двух до восьми концертов. А два регулярных концерта в месяц — это очень хорошо. Все остальные сотни групп, это в лучшем случае — один в полгода, а то и в год, может быть.
У нас вообще весь хипхоп построен на каких-то таких волнах моды. Раньше была «Центр» там, «Каста». «Каста» — одна из немногих групп, которая ещё в 2000-х взлетела и она сейчас варьирует вверх-вниз, но она развивается и продолжает гастролировать. Сейчас последние пару лет хорошо гастролируют Нойз Эмси, который прям на подъёме. Он читает рэп, но музыка у него с живым составом. У Гуфа нет проблем с концертами. Остатки группы «Центр» после распада дают редкие концерты. Они пока ещё пользуются популярностью. Но видно, что города уже поняли, что группа «Центр» им не нужна, им нужен Гуф. У этих групп, которые гастролируют, у них или есть менеджер или у них это проработано. Грубо говоря, у них как минимум есть загранпаспорт. То есть они готовы выехать.
Рифма Мира. Вечный?
Саша Мёд. Нет, ну сейчас вот биометрический, как у меня в кармане. На десять лет.
Рифма Мира. Десять лет — это целая карьера.
Саша Мёд. В принципе, наверно да. И если будет предложение, то всё это можно сделать. Здесь дело в том, что очень много концертов, которые последние пять лет проходят, в регионах, какие-то такие, назовём их «мутными». Именно независимые артисты, у которых гонорары менее 1000 условных единиц. У них 300-500, максимум. То есть гонорар и технический райдер: прилёт, улёт и проживание. У них просто столько мало концертов, что они вообще даже не заморачиваются. Менеджеру надо же зарплату платить. Нет потока. В принципе если захотеть, можно и в космос улететь. Запланировать — всё это можно сделать. Понятное дело, надо узнавать. Если у человека нет загранпаспорта, то ему нужен месяц, чтобы его получить, а потом ещё 2-3 недели, чтобы получить визу. Ну естественно, если мы не говорим об Америке. Это сложно, чтобы выехать из России нужно за несколько месяцев запросы делать.
Здесь дело техническое. Если промоутер в другой стране, не в России, уверен, что он соберёт на артиста 500 человек и он отобьёт деньги, то в принципе это можно всё сделать. В России за последние несколько лет 70 процентов концертов нулевые или минусовые. Именно больше, чем нужно собирают единичные концерты. При чём даже на хороших артистах и даже зарубежных и всё это не смешно.
Но мы уже затрагиваем другую проблему, что слушатель который не покупает диски, даже не ходит на концерты. Ему это не интересно. Он может во дворе употребить алкоголь или какие-то наркотики. Вот такая проблема. Нету «юнити», нет культуры. (моё примечание: Саша любит это повторять). Раньше было как? Ты хочешь артиста — поехал за кассетой через всю Москву (на своём примере) в определённое место. Всё, пришёл — стеллаж. Что-то — раз — купил.
Рифма Мира. Для тех кто не знает: аудиокассета — это когда информация была на плёнке. Плёнка крутилась туда-сюда. Она могла поцарапаться или зажеваться даже.
Мы сейчас поговорили о политической ситуации и меня интересуют российские политики. Например, Вова Путин неожиданно попал на «Битву за респект» и толкнул речь. Также «Молодая Гвардия Единой России» пытается внедрить эту новую волну в политическую деятельность. На митингах, демонстрациях этой молодой партии, которая всё-таки является «Единой Россией», есть возможность выступить некоторым артистам. Что ты по этому поводу думаешь?
Саша Мёд. Ну это очень просто: в 2012 выборы. Также, кроме как с рэперами, наш премьер-министр засветился и с байкерами. Это очень просто, потому что хипхоп слушают от 15 лет детишки до 30. Будут выборы — это просто засветка. Как можно сейчас молодёжь сподвигнуть на что-то? Ну вот засветиться. Потому что в России русского рока, который был в 80-х, 90-х, сейчас нет. Есть только единичные группы, которые тоже собирают — идолы. Есть новая волна рока, но она жиденькая. Нет движа. Политики поняли, что сейчас моден русский рэп. А поскольку это всё можно объединить, всё это хипхоп называется: брэйк-данс, граффити, диджеинг и …
Рифма Мира. … и «Единая Россия», как новый элемент хипхопа.
Саша Мёд. Нет, они как спонсоры. Они вкладываются, чтобы на выборах молодой человек поставил галочку в нужной партии. Они у руля. Бюджетные деньги налогоплательщиков решили выделить в хипхоп. То, что возможно какие-то артисты выплывут за счёт этого — это хорошо. А вот то, что возможно кого-то заставят какие-то гимны петь — ну не знаю. Это уже личное дело каждого. Кто там трушный, не трушный у нас.
Рифма Мира. Совершенно недавно случилось так, что Нойза заставили петь гимны. Как ты рассматриваешь тот шумок, который возник вокруг его ареста?
Саша Мёд. А при чём тут гимны? Нойз просто выступал на «Урбании» с обычной программой. Прецедент там создали, что его забрали в милицию на десять суток.
Рифма Мира. А потом заставили прочитать текст.
Саша Мёд. Ну это ситуация такая. Здесь сам факт — это прецедент, что теперь каждого артиста могут посадить, обвинить в чём-то. Но если смотреть правде в глаза: что такое выступление хэдлайнера на концерте? Это выступление с определённой программой. То, что Нойз Эмси выступает последние несколько лет и он всегда читает фристайлы и всегда там жесть. И на «Яга-фесте» была жесть и ещё где-то. Он такой персонаж на грани. А то, что на этих больших фестивалях почему-то в охране стоит милиция — ну не знаю. Может быть дешевле. Может быть потому что пилятся бюджетные деньги города или партии, поэтому милиция наверно дешевле и злее наверно, не знаю.
Ну вот обиделись. Нойз обиделся, что не дали элемент шоу — собрать деньги, а милиция обиделась, что он их начал поливать со сцены обидными словами. Было же даже, что НТМ во Франции на большом концерте что-то про полицию сказали и их тоже, или посадили, или отвезли в участок, тоже разбирались с ними. Ничего нового не придумали, только это было 20 лет назад во Франции.
Здесь получается так. Шоу-бизнес — это индустрия. Она может быть рэпом, роком, попсой, чем угодно. И у шоу-бизнеса свои какие-то правила, законы. И вот Нойз Эмси — он бренд. Сейчас на нём делают деньги. Он получает гонорар, его артисты получают гонорар, директор и менеджер получают гонорар. Все получают, пока он на волне. А слушатель, молодёжь, они приходят именно на определённые бренды, на имена. Для них это — шоу, для артиста — выступление. А прослойка — охрана, это была милиция. И получается конфликт.
Могла также полететь какая-нибудь бутылка из толпы, ну как раньше практиковалось на рэп-концертах. Мог выйти Кирюша Децл или ещё кто-то, и в него полетели бы монетки или ещё что-то. И мог быть ответный какой-нибудь обидный фристайл конкретный. Или, например, я был в Киеве пару лет назад, там «фак» кто-то тыкал Драго и он спрыгнул со сцены и чувака начал бить. Особо не успел что-то ему нанести, потому что на него охрана навалилась, Драго же двухметровый. Это шоу, которое просто иногда за грань переходит. Тут всего можно ожидать.
Рифма Мира. Меня больше интересовал вопрос свободы слова, который некоторым подросткам не совсем понятен, в какой мере этот вопрос решается в России. А тут просто уже наглядный пример.
Саша Мёд. Не-не, это не свобода слова. Здесь такая тема. Все эти официальные городские мероприятия: «Урбания» от «Сникерса», фестиваль «Кофемолка» в Чебоксарах или «Стрит вэй» в Костроме. Там рекомендуется, а иногда и в приказном порядке предупреждается: никакого мата, никакой политики. Где-то посвободней, поэтому там промелькивает мат, и что-то спорное или про наркотики.
Но это к сожалению у нас сейчас общество больное и востребован не совсем тот рэп, ради чего он придумывался когда-то. Сейчас всё упростилось, типа: на райончике, давайте косячёчек, выпьем водочки. Это всё не то. Хипхоп — это улица, но не её обратная чёрная сторона, не грязь. Есть нормальные группы, которые читают социальный политический рэп. Например «МСК», бывшие «Юги». Они не собирают. Они не так часто гастролируют, но у них есть живой состав и их нередкие концерты всегда проходят «на ура». Туда приходит публика именно на них. Они знают их текста. Вот за такими концертами, я считаю, будущее.
А вот когда площадь, пять, а иногда и больше, тысяч человек все под допингами, ручками машут или не машут, я считаю, это уже массовость. Это индустрия. Это уже не хипхоп, не рок. Это деньги.
Здесь, на примере Нойза, случился такой инцидент, там много факторов: у Нойза родился ребёнок, он нервничал, милиция пресекла их элемент шоу и всё это в одно смешалось. А он вообще никогда не обламывается, я сколько смотрел его выступления, и на парочке был, снимал. Он — фристайлер. Он настоящий эмси. Он может читать трек, а потом просто какая-то техническая пауза, а он начнёт читать фристайл. И это будет настоящий фристайл. Он вообще молодец. Но раздувать, что у нас свобода слова пресекается — это бред. На этих фестивалях всех предупреждают: «Не жестите. Мы вам деньги заплатили, но давайте без этого.» Пиар получили все: и милиция и Нойз. Из этого все для себя только плюсы выгребут. Это как у нас там «Эхо Москвы» есть там, радио Тель-Авива, они любят очень… Проблема в том, что люди очень любят гнойники показывать, вскрывать, но не говорят, как их лечить. Не называют пути.
Рифма Мира. Есть такие пути, которые в некоторых конституциях стран описаны. В японской конституции написано: «У нас нет цензуры». Соответственно японская культура, как художественная, так и литература, опережает все остальные художественные и литературные рынки мира на несколько десятков лет вперёд. Это всё-таки каким-то образом влияет на развитие.
Саша Мёд. Нельзя путать цензуру и похабщину. Одно дело, когда человеку запрещают сказать: «Я — свободный человек». А другое дело, человек считает, что ему запрещают быть свободным, когда он начинает со сцены говорить какие-то гадости необоснованные. Понятное дело, что мы можем разбирать конкретные случаи, и там будут спорные ситуации. Там факторов очень много встречается. Но на этом примере, что Нойза посадили, что он обозвал милицию плохими словами и это назвать не свободой слова — это спорная ситуация. Я считаю, это не тот случай вообще.
Зачем ты выступаешь? Ты — бренд. Я повторюсь, если ты выступаешь на большом концерте, то ты должен предоставить конкретную программу, а тебе оплатили гонорар. А на вот таких больших мероприятиях, где именно партия или город предоставляют бюджет, или бывают какие-то отдельные фирмы, которые рекламируют себя на этом мероприятии, они бывает выставляют условия. Где-то жёстче, где-то меньше. Где-то говорят: «Никакой политики и никакого мата.» Где-то говорят: «Ты свои хиты читай, ладно, но не жести только, пожалуйста, всё нормально.»
И на этом конкретном случае, если его разбирать, конечно мы сейчас можем говорить с одной стороны: «Вот у Нойза со свободой слова в России плохо!» С другой стороны, вы разберите, посмотрите видео, что тут случилось. Он оскорбил конкретных людей. Возможно там был начальник милиции города. Он оскорбился: его назвали очень плохим словом. Он же тоже имеет власть. Вот он и в ответку. Ну это такая игра: ты — нам, мы — тебе.
Если бы он вышел с какой-то песней, и ему свет бы выключили. Вот это да. Это было бы нарушением свободы слова. А это была конфликтная ситуация, которая разрешилась вот так, а могла быть не так. В других городах возможно бы милиция промолчала, ну если бы было нечто похожее.
Рифма Мира. Тут как раз ощущается разница между российским и европейским менталитетом. Понятия этих вещей, они всё-таки отличаются. Давай отойдём немножко в другую сторону.
Насколько я понимаю, людей, которые создают подобную работу как ты, в России нет. Меня интересует, почему у тебя на сегодняшний день нет ещё сильных рекламодателей, например, как «Сони», потому что ты всегда с камерой бегаешь? Или же фирмы которые продают одежду? Ведь ты постоянно имеешь дело с артистами, которые в свою очередь, влияют на широкие круги.
Саша Мёд. Я тебе могу сказать: у нас это вообще не так развито, востребовано. Я вот занимаюсь последние десять лет именно видеосъёмкой, а до этого какими-то другими проектами. Мне это не интересно. Я понимаю, что не то, чтобы там контрактные обязательства с этими всеми брендами. Брендам это не интересно, в основном. Есть отдельные конторы, то есть какие-то «одеждные» — они могут что-то подарить, футболочку там. Но о никакой технической поддержки вообще никогда не идёт речи. Потому что хипхоп в России, кто бы тут не радовался, что Гуф с Бастой собирают пять тысяч человек, это единичные концерты. Выходит альбом, собрал. В городе концерт раз в полгода, собрал.
А хипхоп-юнити, движа общего, нет! Деньги никто не хочет, сейчас особенно, и никогда не хотел. Хипхоп — он как бы хипхоп, пока с деньгами кто-то не приходит. Просто люди, которые приходят с деньгами, они как-то его в другую сторону пытаются отвести, отбиться. И очень многие прогорают на этом. Всегда идёт «пилёжка» каких-то рекламных бюджетов. Если бы кому-то было интересно, вот кто-то там занялся какой-то логистикой, изучением.
Вот там видео-концерты, например, если мы меня обсуждаем. Вот с 2002-2003 года очень много—много концертов в интернете, набираешь «концертные видео» и почти везде стоит логотип ugw.ru. Это не интересно людям. Пару раз обращались к каким-то брендам:
— Вот мы такие крутые, у нас выходит дивиди. Пожалуйста возьмите. Будет интересно — мы можем поставить логотип. — Да-да, круто! Вот вам скидочные талоны.
За границей может быть развито это, спонсорство и всякая такая тема, без каких-то кабальных обязательств. Тут просто такая ещё тема: я же не артист. Я просто занимаюсь документалистикой, ну и у меня есть некоторые проекты — интернет-лейбл. У нас это просто так разрозненно. Я думаю, что только у ряда артистов есть какие-то там договорённости с брендами, то что они в определённых маечках. Но и от этого уже отказываются, насколько я вот это вижу сейчас. Та же «Каста», например, выпустили именно свой бренд одежды, то есть майки. Они молодцы. А я делаю свои футболки.
Рифма Мира. Носите футболки «УГВ»! Если разобраться, то есть пример именно успешного рэпера, у которого знаменитость настолько большая, что люди, которым даже за 50, при его имени понимают, о чём идёт речь. Мы говорим сейчас о Серёге. Это всё-таки, с моей точки зрения, уникальное явление. Потому что все его начала упираются в успех, в конце концов.
Саша Мёд. Не ну начало Серёги — это «Контра Да Банда», про неё-то никто не слышал. И он про это уже, по моему, нигде не светит давно.
Рифма Мира. Я имею в виду, что он снимает клип и через несколько недель к нему обращаются люди: «Давайте мы по мотивам этого клипа сделаем рекламу.» Фирма, которая обращается к нему, имеет годовой оборот больше ста миллионов долларов.
Саша Мёд. Не, ну он молодец. Он — бренд. Он зарабатывает деньги на себе.
То, что его проект лейбл «Кинг-Ринг» например. То, что он зажёг звёздочку Стима, который ушёл сейчас в вольное плавание, по-моему сейчас осел на «Монолите». Всё. Вот он зажёг Стима и всё. Но то, как они вообще с этим трэком наехали на всех — я считаю это грязь какая-то. Бифы бифами, но там были озвучены такие слова, за которые лицо могут разбить. Я думаю наверно разобьют ещё когда-нибудь, встретятся с кем-нибудь.
Рифма Мира.Они сами догадываются, что это всё-таки провокация. Меня интересовал именно сам персонаж Серёги. Тот ли это путь, по которому рэпер может пойти и быть популярным и интересным, даже тем же спонсорам и всё-таки заниматься ещё каким-то своим независимым творчеством. Возможно это?
Саша Мёд. Я бы не назвал творчество Серёги независимым. Никакого негатива к нему нет, но он делает коммерческий продукт изначально, а это — выбор артиста.
Кто-то пишет стихи, потому что он ворочается, не спит и его волнует какая-то проблема, например. Это может быть и песня про любовь, а может быть социально-политическая тема. А может быть что-то наоборот весёлое, вот ему пришло, из космоса какие-то сигналы. Кто-то не заморачивается, не продумывает вперёд шаги. Не думает, что вот этот трэк, который он сейчас пишет на бумажке или на компьютере печатает: как он будет продавать его и кому? Понравится ли он кому-то или кому он должен понравиться? То есть кто-то не заморачивается.
Добавлено (22.11.2010, 19:11) --------------------------------------------- За единство хип-хопа Часть Третья
А кто-то с самого начала придумал две строчки припева, а потом под него ещё по восемь строчек два куплета написал, что-то там, а сама основа, это в этих двух строчках припева, запоминающихся. Ну как и строится попса и вся коммерческая музыка. Это слова-прилипучки, которые запомнились и всё. Уже можно напиться и ручками махать. Серёга — это коммерческий проект, он же не сразу взлетел. До «Чёрного бумера» у него были дворовые частушки. Тоже он там выпускал альбомы и синглы, но они никак, вообще. Пока «Чёрный бумер» стрельнул, и это было как раз развитие медийной индустрии рингтонов и он заработал деньги. Ну я не знаю, он там по-моему всегда говорит миллион. Ну может быть миллион, может не миллион, может быть полмиллиона. Ну кто это скажет? У нас сказал: «миллион» — ну пусть. Это вот может он сказал для рекламодателей, для артистов там с кем-то «фьючеринг».
Рифма Мира. Совершенно верно, продаётся имидж.
Саша Мёд. Вот раньше практиковалось, концерт какой-то группы, говорили: «Приедешь вот за эту сумму?». А артист мог сказать: «Хорошо, но ты скажешь всем, что я приехал за сумму в два раза больше». Ну это всё имиджевая тема. Здесь просто разделяется. Есть люди творческие, они вообще даже пишутся, ну не в стол, а вот записывают диски или в интернет — они вообще не парятся. Они не хотят выступать, им это не нужно. А есть кто-то, кто прорабатывает какую-то программу. Кому как.
Рифма Мира. Может ли быть такое, что успех Серёги в корне зависит от того, что он как артист назвал себя «Серёга»?
Саша Мёд. Ну менталитет, да. Потому что он востребован в России, Украине, наверно в Белоруссии.
Рифма Мира. Мы прекрасно знаем, что русский среднестатистический молодой человек по-английски «ни бэ, ни мэ». Почему многие русские рэперы называют себя совершенно непроизносимыми непонятными именами?
Саша Мёд. Это новая волна — американщина. Это очень просто. Карандаш выпустил альбом «Американщина» и простебался над этой темой. У нас люди считают, если они скачали три микстейпа нью-йоркских андеграундщиков, которые на самом деле не андеграундщики, а контрактные. Просто у нас люди никогда не держат в руках ни диски оригинальные, ни пластинки и даже не заходят на майспэйсы артистов. Вообще не увлекаются. Что модно: с мобилки на мобилки перекинуть и всё.
Мода на американизацию, она была в начале двухтысячных. Сейчас она спадает, сейчас появляется наконец-то новая волна каких-то русских имён, понятных.
Рифма Мира. Сява, например.
Саша Мёд. Это стёб, который уже давно не смешной. По началу этих пара клипов, такой прикол. А когда стало ясно, что это коммерческий проект, который на чернухе выезжает. Может видел видео, там где Шнур выступал в составе группы «Рубль», а Сява выскочил на сцену и начал своим половым органом размахивать. Какой-то футбольный фанат выскочил на сцену и успел Сяве нанести несколько ударов, пока его охрана не заловила. Это — эпатаж. Шутка — она шутка первый раз. А когда шутка два, три, пять, десять раз — это уже не смешно. Сейчас уже шутки пошли ниже колен. Какие-то, я извиняюсь за выражение, песни и клипы «Пися заебися» и ещё там что-то новое, клип какой-то я перед выездом сюда в Чехию смотрел.
Рифма Мира. «Иди нахуй!» называется.
Саша Мёд. Во-во-во. Может я уже просто в свои 30 лет это перерос. Для меня я считаю это пахабщиной. Первые два клипа Сявы были смешные, но когда стало понятно, что это коммерческий проект, который не остановится и будет жестить… Послушал альбом один раз. Народ хавает. У нас просто вся проблема в том, что все эти коммерческие проекты живут за счёт того, что — раз — такие с половым органом! И вот пока сейчас деньги пособираем и всё.
Если копаться, если слушатель считает, что он хочет познавать хипхоп, рэп в частности, то он может зарыться в хипхоп и копаться в нём всю жизнь. Там будут десятки интересных групп, но их надо искать. А большинству слушателей это не нужно. Тут палка двух концов.
А то, что эпатаж сейчас в моде, ну да, вот. Потому что только этим можно известность заработать. Тот же альбом Сявы первый, он продался хуже. Его умудрились продать, но он не отбился. И поэтому второй альбом Сявы я не знаю, кто вообще будет покупать, если будет покупать кто-то из лейблов или дистрибьюторов. Это шутка, которая в интернете бесплатна, и возможно на концерты ходит народ. В диске она не монетизировалась, по крайней мере так достаточно, сколько за неё заплатили.
Рифма Мира. Если мы сейчас говорим о монетизации и выпуске физических носителей. В 2010 году, когда даже в России появился быстрый интернет и скачать то же видео с УГВ…
Добавлено (22.11.2010, 19:13) --------------------------------------------- За единство хип-хопа Часть Четвёртая
Саша Мёд. Он появился раньше, но не везде.
Рифма Мира. Ну да. Я имею в виду в том же Красноярске и так далее.
Саша Мёд. В крупных городах, в миллионниках, уже всё хорошо. В остальных ввели «повремёнку». Сейчас с этим вообще проблем нет.
То, что губит индустрию, это технологии. Другой вопрос, что у нас нет воспитанного поколения слушателя. Если рэпер 5-7 лет назад и продавал свою 1000 дисков, грубо говоря, то сейчас он с трудом продаёт 500, если он их выпускает. Мы говорим о том, что вот эта общность, которая слушает рэп, она не углубляется вообще в хипхоп. А вот этих ортодоксов, назовём их так, которые копают, вот их как было 5-10 лет назад 500, которые покупали девайсы, их столько и осталось. Развитие в общем массовости на каком-то уровне на концертах может быть и есть иногда, а вот именно сам хипхоп — он так же локален.
Рифма Мира. Стоит ли тогда вообще артистам, даже таким как «Каста», выпускать свои альбомы вместо того, чтобы просто выставлять их в нормальном оформлении на своём сайте? А кто хочет физический носитель, может на концерте прикупить. Так же, как например можно купить футболку. Я сейчас приравниваю сам носитель к предмету обихода. Стоит ли всё-таки пойти таким путём? Менеджеры, которые занимались музыкальной индустрией десятки лет, сами говорят, что это единственная логическая форма.
Саша Мёд. Продавать диски, например с футболкой, или каким то мерчендайзингом, это да. В стоимость мерчендайзинга входит компакт-диск — это выход. Но это опять же, мы возвращаемся к тому, что должны быть ортодоксы, которые уважают группу. Которые зайдут на её сайт или интернет-магазин определённый. У нас этого нет. Нет юнити. Есть массовость, есть известность отдельных артистов, на чьи концерты приходит народ. Но они не покупают диски, а многие даже не имеют в МП3 альбомы. У нас нет ни юнити, ни культуры вообще. За границей: фан-базы, фан-клубы. У нас не знаю, может это считается привилегий какой-то попсы. Но если в фан-клуб входит 100 человек, то, в принципе, этих ста человек хорошей независимой группе хватит. Потому что тираж футболок обычно
Уроки Русского (статья 2009 года, но меня улыбнуло, насколько же автор ограничен в рурэпокругозоре)
Иногда мне бывает стыдно за то, что я слушаю русский рэп. Стыдно всякий раз, когда я со словами «Вот неплохая песня» протягиваю наушник человеку, который находится в счастливом отдалении от нашего хип-хопа. Стыдно оттого, что точно знаю: знакомство человека с «неплохой песней» наверняка закончится полным непониманием. И причина такого непонимания, как правило, - содержание песни.
С каждым днем понимать, о чем читается рэп на русском, все труднее. Потому что там все меньше русского.
Скажите, зачем нам столько ненужных, бесполезных, да еще и нещадно исковерканных англицизмов? Почему проще прокомментировать песню фразой «офигенный флоу», чем «классная считка»? Тем более, что никто толком не знает: флоу «офигенный», или все же «офигенное».
Почему перечисление имен превратилось в нэймдроппинг, умения в скиллсы, а ненавистники в хейтеров?
Знаю, знаю. Засилье иностранщины сейчас повсюду. Словарный запас офисного планктона кишмя кишит «бесценным экспириенсом» и «ни с чем не сравнимым фаном». Прогрессивная интеллигенция поспешила заменить развязное «и все такое» на латинское «эт сетера», да и у меня в лексиконе прочно поселилось словечко «дедлайн». Любим мы все иностранное, что поделать. И у нас есть оправдание: «дедлайн» куда ловчее, чем «крайний срок», а «хорошо» или «договорились» по степени удобства не выдерживает конкуренции с «гуд», «кул» и, тем более, «ок». Так что я тут вовсе не собираюсь по-старчески ратовать за чистоту родной речи. Иностранные слова и впрямь бывают содержательнее, понятнее и, в конце концов, короче.
Сказать «баунс» действительно проще, чем «клубный рэп», а «оффбит» куда удобнее, чем «непопадание в ритм». Биф или дисс не то же самое, что противостояние или вражда. Довольно сложно объяснить, что такое микстейп, да и значение термина «панчлайн» в одно русское слово не уместить. Отечественная ювелирная промышленность не создала подобающего словечка для гриллзов, а блинг-блинг едва ли можно перевести как «побрякушки».
Пусть все эти слова, большинство из которых практически не имеют отношения к музыке как таковой, будут на совести заморских порядков, которые беспардонно интегрируются вместе с лексиконом в наши головы. В конце концов, каждая субкультура имеет право на собственные неологизмы.
Проблема в том, что русский рэп слишком уж ретиво внедряет эту иностранщину в песни.
Ценителю рока необязательно знать нотную грамоту. Даже слова такие слова, как «медиатор» или «рифф», ему, по сути, ни к чему. Потому что очень редко поется рок о роке. А вот рэп о рэпе читается постоянно.
Практически все любители тяжелой музыки знают, что такое гроулинг и скриминг. Но в песнях этих слов не встретить.
Многие фанаты компьютерных игр и не догадываются о значении всех этих устрашающих словечек, вроде «рэгдолл» или «пиксельхантинг». Это, конечно, затруднит чтение «Игромании». Но кайфа от GTA IV не убавит.
А теперь представьте, что впервые слышите про панч, скиллс и хейтеров. И послушайте какой-нибудь репрезент на русском.
У рэпперов, как известно, что на душе или перед глазами, то и в песнях. Что в лексиконе – то и в текстах. Я могу понять рифмоплетов, которым по душе называть себя hustler – рифмуется хорошо. Но почему творцам так полюбилось(-лся?) злосчастное(-тный?) флоу, к которому рифму так запросто не подберешь - решительно непонятно. С каких это пор «тру» и «фейк» звучат гораздо круче своих русских аналогов – тоже загадка.
Уж простите ворчливый старушечий тон, но пару лет назад все почему-то вполне успешно обходились тем словарным запасом, который есть в русском языке. Классной была подача, а не флоу, а подлыми - недоброжелатели, а не хейтеры.
О том, что самой большой бедой русского рэпа является его зацикленность на самом себе, говорилось не единожды. Споры, хорошо это или плохо, тоже не в диковинку. Ведь можно говорить о враждебности к компромиссам, о нежелании развиваться, о непробиваемом стилевом вакууме, об откровенной твердолобости культуры, которая неспособна ужиться с другими музыкальными течениями. А можно упомянуть верность стилю, принципиальность, самодостаточность, аутентичность и прочие гордые и длинные слова...
Придется невольно кинуть черный шар в сторону тех, кто вооружился слоганом «Рэп для рэпперов». Просто потому, что мне кажется совершенно нездоровой ситуация, когда простой смертный должен штудировать интернет в поисках значения слов, которые бравые поклонники американской музыки зачем-то прикрутили в собственный русскоязычный текст. Про бифы Википедия может и расскажет, а вот в ответ на гриллсы удивленно разведет руками.
Так и получается: культура, захлебнувшаяся собственной уникальностью и самобытностью, законсервированная в своей гордой принципиальности и мишуре атрибутики. Стыдно.
Добавлено (01.08.2011, 12:46) --------------------------------------------- Сколько зарабатывают русские рэперы?
Сегодня с полной уверенностью можно утверждать, что русский рэп окончательно вылез из UNDERGROUND’а. Более того, с каждым днем он становится все более ротируемым, уверено проникая в эфиры радиостанций и на TV, что может означать только одно - хип-хоп движение в России начинает вызывать у КОГО-ТО финансовый интерес и приносить КОМУ-ТО прибыль.
А насколько прибыльным делом рэп является для самих рэперов?
Все мы знаем, что в России для музыканта (независимо от жанра) концертная деятельность является единственным источником доходов. Поэтому предлагаю ознакомиться с величиной гонораров, получаемыми популярными русскими рэперами за 1 концерт. Следует отметить, что указанные ниже суммы попадают в карман рэперов не в полном объеме. Примерно 10-20% от гонорара (а иногда и больше) делят между собой DJ и бэк-вокалист.
ГОНОРАРЫ РУССКИХ РЭПЕРОВ:
ГУФ ........................................... 300-320 тыс. руб.
БАСТА (НОГГАНО) ................ 300 тыс. руб.
КАСТА ...................................... 240 тыс. руб.
KREC ......................................... 200 тыс. руб.
NOIZE MC ................................. 170 тыс. руб.
CENTR (Птаха, Slim) .................. 160 тыс. руб.
АК-47 ......................................... 120-140 тыс. руб.
СМОКИ МО .............................. 100 тыс. руб.
BAD B ......................................... 80-100 тыс. руб.
АССАИ ....................................... 90 тыс. руб.
ПТАХА ........................................ 80 тыс. руб.
ТРИАДА ...................................... 80 тыс. руб.
LE TRUK ...................................... 80 тыс. руб.
ТРИАГРУТРИКА (ТГК) ............. 80 тыс. руб.
ST1M ............................................ 60-70 тыс. руб.
MARSELLE .................................. 60 тыс. руб.
LOC-DOG .................................... 60 тыс. руб.
КАЖЭ ОБОЙМА ........................ 50 тыс. руб.
КАРАНДАШ ................................ 45 тыс. руб.
ГРОТ ............................................. 40 тыс. руб.
АНТАНТА ..................................... 40 тыс. руб.
D MASTA ...................................... 30 тыс. руб.
ЭЙСИК .......................................... 25 тыс. руб.
MARY JANE .................................. 20 тыс. руб.
ЛЕНИН .......................................... 15-20 тыс. руб.
СКАТО .......................................... 15 тыс. руб.
ГИДРОПОНКА ............................. 10-15 тыс. руб.
(Для сравнения: гонорар 50 Cent за концерт составляет 250.000 $)
Как видите, топовые рэперы, находящиеся в верху списка, получают вполне неплохо (в сравнении со среднем уровнем благосостояния в России). По крайней мере не намного меньше, чем отечественные поп-звезды средней величины. Если активно гастролировать – можно получать нормальное бабло!