Русский рэп – совокупность поэтов, кладущих слова «великого и могучего» на бит. Здесь, как это и должно быть, господствует определённая парадигма, в рамках оной и происходит развитие, эволюция, а также, увы, и стагнация, и даже деградация. По моему мнению, сложившаяся совокупность ценностей в «классическом рурэпе» (тот, который не выходит за рамки установленного парадигмой «коридора») уже неспособна удовлетворять современные запросы слушателя, который в той или иной мере готов перейти на нечто иной, более совершенный уровень. Представляется приемлемым провести параллель с теорией Маркса-Энгельса об общественно-экономических формациях, которые неминуемо на определённом пути исторического развития будут сменять друг друга: производительные силы (слушатель, его интересы и запросы) в рамках существующих производственных отношений (та самая парадигма – Каста, Стим, Смоки Мо) уже не могут развиваться, они входят в противоречие, которое разрешается социальной революцией (в нашем случае – сменой парадигмы). Именно эта нелёгкая историческая миссия досталась Оксимирону, который серьёзно заявил о себе в 2008 году.
Про биографию его я говорить ничего не буду, ибо можете её прочесть на официальном сайте Оксимирона.
В чём заключается феномен Оксимирона? – Пришёл, послушал, выебал! Если примитивно, то так, но на деле это более сложный процесс. Для начала хочу сказать, что в том, что данный исполнитель покусился на весь русский рэп, нет ничего плохого. Всё у нас подвержено изменению: рушится старое, созидается новое. Уже представляю шквал возгласов со стороны шибко либеральных особей, мол, лучший путь – путь постепенный, эволюционный. Так сказать, путь перманентного движения вперёд. К сожалению, согласиться с этим не могу. Повторюсь, когда-нибудь наступает тупик – это объективная закономерность. Субъективный фактор даёт о себе знать лишь тогда, когда решается вопрос о точном времени destructio (личность может либо ускорить, либо оттянуть это). Более разумно «феномен Оксимирона» можно описать так: его внутреннее «Я», которое до сих пор вращалось вокруг объективного мира ценностей (моральных, религиозных, музыкальных и т.д.), отказывается впредь быть периферией и хочет само стать центром, самолично определяющим себе меру и качество собственной ценностной галактики. В силу этого Мирон и не стесняется ничего и никого, ему откровенно плевать на всех. Включается принцип «Alles ist erlaubt». Не поленился найти в стоящих на полке собраниях сочинений Ницше цитату: «Вас назовут истребителями морали, но вы лишь открыватели самих себя» (Nietzsche. Schriften und Entwürfe 1881. S. 379). Таким образом, я могу констатировать, что Оксимирон первый из доселе существовавших рэперов вышел на философский уровень понимания реальности «рэпа в России» и перспектив его развития. Он действует не вслепую, за каждым его поступком есть определённая цель, мотив, которые основываются на определённой идеологии. Именно это делает его несокрушимым, «неваляшкой». Без своих взглядов на мир и общество из тебя не выйдет ничего серьёзного и опасного, когда-нибудь ты неминуемо канешь в Лету, тебя забудут. Я уже давно собирался написать то, что вертится в голове, но поступок на премии Stadium RUMA меня вдохновил особенно и подтвердил мои домыслы. Выходка с двойником – это не просто событие, это символическое, этакое ритуальное даже. Это не просто плевок в душу организаторам, это абсолютный principium individuationis, это, по образному выражению Мирона, «полнейший хаос и пиздец». Это жест в сторону всего рэп-сообщества, которое он считает не больше, чем profanum vulgus (за исключением некоторых вещей, я полностью разделяю его позицию).
Позиция самого Оксимирона такова: когда-нибудь русский рэп станет достойным, в нём будет много направлений, которые не должны и не будут похожими друг на друга. Демократично, но я вижу другую тенденцию, которая обусловливается конкретно-географическим, национально-историческим факторами, даёт о себе знать менталитет нашего народа. Как бы Мирон ни хотел плюрализма, выходит всё по-другому, происходит процесс выстраивания «генеральной линии», он просто ставит себя на место всех остальных. Может, не специально, но так выходит, и «множатся эпигоны». O sancta simplicitas! Redendo dicere severum!
Что же делает Мирона более, так скажем, freigeisterei? Что делает его aere perennius? Конечно, это растущее умение говорить «нет» всему общеобязательному и общезначимому. Он просто смотрит на происходящее под другим углом зрения. Кто бы как ни относился, но данный исполнитель оказывает огромное влияние. Представляется, что полностью разрушить рурэп не получится, но изменить сознание и мышление большинства вполне реально. Главное – не оступиться, бороться до конца, в одиночку идти супротив «всех».
На этом я завершаю, спасибо всем за внимание. В скором времени, надеюсь, будут ещё статьи. Я пишу не для тебя, мой уважаемый читатель. Если я начну писать для тебя, то я потеряюсь сам в себе, поэтому пишу исключительно из своей позиции. Если ты разделяешь её – респект.