(Дмитрий Крюков):
Посмотрев битвы в хоккее с мячом на «Медео», я вырвался на один день в Астану на турнир Зимних Азиатских игр-2011 по хоккею с шайбой. Турнир оказался весьма представительным и был разделен аж на два дивизиона.
В высшем дивизионе сражались Казахстан, Китай, Япония, Южная Корея и Китайский Тайбэй, и вопрос, по сути, был один – удастся ли хозяевам обыграть в последнем матче японцев. Предыдущие две Азиады эта задача оставалась невыполненной.
В дивизионе с гордым названием «Премьер» (вообще, конечно, богатая идея) играли Киргизия, Таиланд, ОАЭ, Монголия, Малайзия, Кувейт и Бахрейн. То есть были все и даже больше, за исключением относительно сильной по местным меркам сборной Северной Кореи.
Чтобы завершить представление участников, надо отметить, что Кувейт был не Кувейтом, а значился как «IOC Athletes From Kuwait». Вызвано это было, судя по всему, дисквалификацией Олимпийского комитета Кувейта за вмешательство властей страны в дела спортивных организаций. Все бы ничего, но и на матчах объявляли: «Атлеты МОК из Кувейта», что каждый раз чрезвычайно смешило.
Удивляло наличие команд, которые даже на чемпионаты мира IIHF не ездят (Бахрейн, Кувейт, Малайзия, Киргизия). Именно на них я и собирался посмотреть в день своего визита: сначала играли Бахрейн и Кувейт (простите, атлеты), а потом Монголия собиралась низложить Малайзию.
Впрочем, попасть на матчи оказалось весьма непросто. Сначала добрый кондуктор автобуса из аэропорта высадила меня посреди степи, на пронизывающем ветру. Я рассмотрел здание велотрека в нескольких сотнях метров, дошел до него, борясь со стихией, и там мне сказали, что на велотреке проходит фигурное катание, а на хоккей мне ехать в другую часть города.
К счастью, время позволяло, и я не спеша доехал до дворца спорта «Казахстан», совершив неспешную автобусную экскурсию (на маршруте №40) через монументальные сооружения Нового Города Астаны. Что сказать – выглядит, конечно, монументально, но в выходной день и в пургу виды эти все-таки навевают некоторые апокалиптические мысли.
Во дворце спорта «Казахстан» обнаружилось, что игры будут проходить на тренировочном катке, который называется ДС «Барыс», а касса находится примерно в полукилометре от него. В кассе мне сказали, что билетов нет, то есть они не то чтобы кончились, просто система не позволяет их продать. Я снова прошел 500 метров через пургу, где мне сказали, что без билета меня не пустят. К счастью, после десятиминутного консилиума охранники решили, что я не буду представлять опасность для бюджета Азиады и безопасности гостей из Бахрейна и атлетов из Кувейта – и все-таки позволили пройти.
Бахрейн играл гадко.
Мой дядя, довольно известный пианист, как-то увидел у меня диск с записью концерта для тубы с оркестром, долго хохотал и сказал: «Мой дорогой, я не знаю ничего, что может быть гаже, чем концерт для тубы с оркестром!». Так вот, Бахрейн был еще хуже (хотя диск-то мне вполне нравится, слушаю его иногда в приступах меланхолии).
В группе III чемпионатов мира ИИХФ все-таки обычно цирка не бывает. Даже в таких великих матчах, как Турция – Греция, Монголия – Люксембург и Армения – ЮАР, которые мне посчастливилось в разные годы наблюдать вживую, кататься умели все. Проблемы, которые обуславливали итоговый счет, возникали обычно либо с физической формой, либо с бросками (если у соперника был хоть сколько-нибудь приличный вратарь).
Так вот хоккеисты Бахрейна катались очень плохо, не знали правила, что в меньшинстве можно безнаказанно выбрасывать шайбу из зоны, а проброс (в обе стороны) судьи договорились между собой вообще не свистеть уже минуте на восьмой.
Возможно, дело было в криках с трибуны «Не надо было вчера так в отеле бухать!», но, как ни крути, на фоне Бахрейна хоккеисты Кувейта были звездами. На этом фоне в полный рост для меня встала загадка Матча Века.
Матч Века состоялся парой дней ранее, когда безоговорчный лидер группы сборная Киргизии не без труда переиграла Бахрейн со счетом 15:10. Он мне еще до личного просмотра Бахрейна казался странным. Во-первых, бахрейнцы подошли к матчу с разницей шайб 1:100 (это не масштаб). Во-вторых, киргизы быстро и ожидаемо повели 6:0, затем вдруг счет сравнялся, а потом пошли качели. В итоге выиграла более сильная команда, но случай, когда обе команды забивают 10 и более шайб, для хоккея вообще-то крайне редок.
Я полагал, что при счете 6:0 киргизы просто сняли вратаря. Но! Просмотр матча Кувейт – Бахрейн привел меня к очевиднейшей мысли. Никакая игра без вратаря не позволила бы Бахрейну забить шесть шайб киргизам! Они бы не попали! Если только киргизы играли бы вдвоем и без вратаря, то тогда еще был бы шанс.
К сожалению, ни одного свидетеля Матча Века я не нашел, поэтому пошел изучать протокол. Итак, к 12-й минуте киргизы ведут 6:0. На тринадцатой минуте вратаря Евгения Осинцева заменяет некий 40-летний голкипер Жыргалбек Бакиров. К 25-й минуте счет уже 6:6, причем, как метко заметил юзер golovastik-lj, забивали у Бахрейна игроки по алфавиту: Альмутлак, Альмушикери, Ахмед и Бакер.
Потом киргизы выходят вперед – 7:6. Далее 7:7, 8:7, 9:7, 9:8, 10:8, 11:8, 12:8, 13:8, и вот тут, судя по протоколу, киргизы снимают и Бакирова! И далее играют вообще без вратаря. За последующие 52 секунды было заброшено 4 шайбы, и установлен окончательный счет 15:10.
Что я имею сказать по этому поводу. Во-первых, очень жаль, что я не видел этот матч. Это был бы мой звездный час. Во-вторых, если кто-то разбирается в делах букмекерских, подскажите, какие ставки могли сыграть в Матче Века. В-третьих, если кто знает свидетелей, или найдет ссылку на видео – расскажите, пожалуйста. Очень хочется.
Кувейт же, особо не напрягаясь, выиграл у Бахрейна 23:0 и занял предпоследнее место на турнире. Игра запомнилась еще тем, что при каждом удалении нарушитель и пострадавший обязательно обнимались, прежде чем разъехаться по своим скамейкам, кроме одного случая, когда хоккеиста Бахрейна увезли прямо в больницу.
Впрочем, может, дело и не в итоговом счете. Может, вечеринки в отелях, небезуспешный флирт с прекрасными казахскими переводчицами (а вдруг он шейх?!), автографы детям, пусть ты хоть запасной вратарь сборной Бахрейна (или именно поэтому) – может, это и есть смысл таких турниров для таких команд? Если так, то почему бы и нет. Пусть играют.
Второй матч дня был гораздо более принципиальным. В кои-то веки на таком уровне встретились две практически равные команды – Монголия и Малайзия. Но до этого я чуть не сделал роковую ошибку, когда в перерыве между матчами вышел из дворца спорта перекусить. Когда вернулся, назад меня не пустили, потому что проснулись какие-то чины из «комитета государственной безопасности», и я без билета им не понравился.
Я отправился заученной тропинкой за билетом, где мне заученно ответили, что продать билет мне рады бы, да не могут. Я отправился назад, но меня снова не впустили. Аргументы «Я готов купить билет, но его не продают»; «Я ваш гость и вообще московский корреспондент, вот мое удостоверение»; «Я уже был на утреннем хоккее!» не помогли.
Милиция выделила из своих рядов какого-то относительно адекватного персонажа, который осознал абсурдность ситуации, признал, что в зале далеко не аншлаг, но сказал, что начальство не разрешает ему меня пускать. Я подискутировал еще минут десять (матч начался) и грустно вышел в метель, где заметил местных пацанов, которые стремились загнать билет на хоккей на 14 часов, тогда как в 14 часов не было никакого хоккея. Я с трудом вспомнил предварительное расписание, догадался, что это и есть нужный мне матч, и билет купил. Точнее, только я его купил, как из засады на нас набежали очередные люди в сером.
В этот момент я уже смирился с мыслью, что меня сейчас заметут за нелегальные финансовые акции и я буду звонить Ивану Калашникову с просьбой вытащить меня из застенков, начнется международный скандал, Казахстану понизят рейтинг свободы прессы… Но обошлось. Предупредив, что меня могут обмануть, люди в сером предложили сдать билет пацанам назад. Я нагло отказался, они удивились и я ушел. На хоккей меня с ним пустили, зато в отместку плотно обыскали и заставили даже сделать пробный кадр из фотоаппарата.
Воистину, Азиада Астане нужна была гораздо меньше, чем Алма-Ате…
В общем, попал я на трибуны к концу первого периода. Не очень много потерял, потому что счет был всего 1:1. Зато второй период оказался фееричен. Быстрые невысокие малазийцы под забавными фамилиями типа «Локи» и «Тан» брали свое скоростью и техникой в завершающей стадии атаки (и чего они на чемпионаты мира не ездят?), монголы же не суетились и брали свое в силовой борьбе и в морально-волевых. В обмене уколами хоккеисты Малайзии (у которых, кстати, с переводчицами тоже было все в порядке) ко второму перерыву преуспели больше, и наш импровизированный фан-сектор с флагом загрустил.
«Но ведь добро должно победить! Как же так?!», – лихорадочно думал я.
И оно победило. В третьем периоде сначала Эрденебилег Чулуунзориг сравнял счет, а в решающий момент лучший бомбардир команды Пуревдорж Батзайя отправил в сетку малазийцев победную шайбу. Наше счастье сложно было передать словами.
Игры же высшего дивизиона прошли гораздо скучнее. Запомнились они акцией сборной Южной Кореи, которая заменила вратаря на шестого полевого игрока при счете 1:9, и ажиотажем вокруг последнего поединка турнира Япония – Казахстан. Все билеты были раскуплены за несколько дней на матча и обещали даже прибытие Нурсултана Назарбаева, который должен был оказаться и в Астане, и в Алмате одновременно.
Изучив расклады, прогресс «Барыса» и домашнюю площадку, я сказал казахстанским друзьям: «Плюс три». Казахстанцы выиграли 4:1, я прослыл экспертом, мне налили кумыса и вообще все закончилось хорошо.