Словарик рифмы v.2.0
Мой словарик рифмы version 2.0
1) Глагольная рифма
Несмотря на то, что глагольная рифма повсеместно использовалась знаменитыми поэтами, в текстовых баттлах ее применение сводит ваши шансы на успех к минимуму. Этот вид рифмы – самый простой из всех существующих по причине великого разнообразия глаголов в русском языке. Срифмовать глаголами можно целый текст за пятнадцать минут без особых проблем.
Советую вам прочитать это, посмотреть примеры, а потом забыть о существовании глагольных рифм.
Примеры:
«Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.» © Михалков
«Слышали их топот параллельно, пока мы поднимались,
И мы ужасно испугались» © Гуф
2) Квадратная рифма
Квадраты – это рифмы, где у рифмующихся слов совпадают окончания (рука=мука, гора=пора). Таких слов, как и глаголов, в языке очень много, поэтому придумать такую рифму совсем не сложно. Правда, здесь есть несколько нюансов, которые будут описаны ниже. Я не советую применять такие рифмы в текстах, если вы, конечно, не хотите поскорее вылететь с баттла и пойти гулять.
а) Стандартный квадрат
Пример:
«В архиве 15-й психиатрической больницы
Его история болезни - 183 страницы.
И раз в 2 года он, как по инструкции,
Заезжает сюда с навязчивой идеей хип-хоп революции» © Гуф
б) Видоизмененный квадрат
Многие начинающие текстовики считают, что квадрат с измененным окончанием – не квадрат. Это совсем не так. Если наказание=показание – квадратная рифма, то изменения падежа или числа одного из рифмующихся слов не сделает рифму неквадратной ( наказания=показанием – тоже квадрат). Прошу обратить на это пункт серьезное внимание, чтобы не вступать потом в глупые споры с судьями.
Примеры:
«Игра постепенно принимает серьёзные масштабы.
Я могу атаковать, не выходя из секретного штаба» © Гуф
«И молвит грозно, не бойся быть раненым ,
Научись ждать, воля должна быть каменной.» © Грот и 25/17
в) Квадрат типа наречие-прилагательное
Прилагательные едва ли не чаще всего являются квадратами. Длинный=сильный, плохой=глухой и так далее. Но не забудем про такую часть речи, как наречия. Ведь слово «сильно» никак не назовешь прилагательным, не правда ли? Но рифму длинный=сильно нельзя назвать никак иначе, как подвидом видоизмененного (простите за тавтологию) квадрата. Это же относится к любым подобным рифмам, таким, как быстро=кислый, тесновато=бесноватый и тп.
***
Мы разобрались с теми видами рифм, которые не поощряются на текстовых баттлах. Теперь перейдем к тем, что считаются престижными и дают вам шанс стать победителем.
3) Акцентная/на созвучия
Основа основ всех текстов. И двойные, и тройные рифмы должны быть акцентными. Обычно, после частичного избавления от квадратов, текстовик переходит на неточные акцентные рифмы, или точные, но на один-два слога.
а) Точная
Рифма на созвучия – это рифма, где разные окончания и присутствуют созвучные слоги. Их количество определяет объем рифмы. Чем больше слогов созвучно – тем объемнее (а значит сложнее) рифма. Точная рифма на созвучия имеет рифмующееся окончание, но при этом не является квадратной. Смысл данного вида рифм кроется в гласных звуках. Например, слово «молоко». Звучит оно как «ма-ла-ко». Нам нужно слово, где есть слоги, созвучные с «ма», или «ла, или «мала». Мне пришло на ум слово «молодой» (ма-ла-дой). Получается акцентная рифма на три слога, причем точная (последний слог тоже рифмуется, но не квадратом). Или слово попроще, всего на один слог – «плут». Нам нужно слово с одним слогом и гласной «у», при этом на конце не должно быть букв «т» или «д». Например, слово «Лувр». Оно нам вполне подходит. плут=Лувр – акцентная рифма на один слог.
б) Неточная
Теперь рассмотрим пример неточной рифмы на созвучия. Это рифма, где последние слоги не рифмуются. Пусть у нас есть в тексте слово «балконный», при этом его форму мы менять не можем из-за смысла строки. Нам нужна рифма. Транскрипция будет «бал-кон-ный». Нам нужно слово, где есть слоги, созвучные с «бал», «ко», или «балко». Например, слово «парковка». Хорошо рифмуются два слога, но окончания неточные «ный»=«ка». Но в общем получилась акцентная рифма на два слога балконный=парковка. Для новичка это неплохой вариант. Думаю, не стоит отказываться от неточных рифм, это однозначно лучше квадратов.
Мы разобрались с самой методикой сочинения рифм на созвучия, теперь посмотрим на примеры. Думаю, не стоит искать конкретные строчки, вы сами сможете их найти, когда на примере исполнителей поймете, что это такое.
а.1) на один слог
«жду=шнур» © Oxxxymiron
«крах=знак» © Oxxxymiron
а.2) на два слога
«Короб=порох» © Oxxxymiron
«Джейсон=фейсом» © Oxxxymiron
а.3) на три слога
«ксенофоб=ксилофон=семафор» © Oxxxymiron
«метаспам=Геростат» © Oxxxymiron
«Титаник=скиталец» © Oxxxymiron
а.4) более, чем на три слога
«задевает=Страдивари» ©
«попиарьте=Мориарти» © Oxxxymiron
«Себестоимость=перестроилось» © Sieg_Wanez
в) На шипящие
В написании акцентных рифм есть еще один небольшой, но общепринятый нюанс. На текстовых баттлах не приветствуют рифмы на шипящие, за них снижается оценка. К этой категории относятся слова, у которых рифмующиеся слоги имеют согласную «ш», «щ», «ц» или «ж». Эти согласные облегчают рифмовку, и пропадает престижность рифмы.
Пример:
«Ведь, как же вам передать это чувство,
Когда нет никого, кто плечом бы к плечу встал.
Я не хочу вспоминать эти дни, но забыть их тоже кощунство.» © Oxxxymiron
г) Рифмы типа "ться=ца"
Очень популярный случай. Такие рифмы точно не назовешь квадратом, а придумать их просто. Поэтому они обрели столь масштабное применение в текстах. Ход, заключающийся в применении этих созвучий, очень избит и малоинтересен. Примерами могут служить сотни конкретных случаев: постараться=парарацци, околица=уколется и другие.
***
Теперь мы перейдем к разным типам сложной рифмовки, то есть той, к которой нужно стремиться.
4) Внутренняя рифма
Итак, внутренняя рифма. Это вид рифмы, когда в строке рифмуется не одно слово, а несколько - в середине строки и в конце. Это могут быть как обычные два слова, так и две двойных рифмы.
а) Обычная внутренняя
Стандартный вариант, когда рифмуется одно слово в середине и одно в конце.
«Твой номер - вечно второй, как на спине у Мальдини
Я себе укол рифмы вколол, тут против Эма "Полтинник"» ©
б) Двойная внутренняя
Здесь рифмуются уже как минимум три слова. Причем, в конце может быть, как даблрайм, так и простая акцентная рифма. То же самое и в середине. Например:
«Не следуй за мной по стопам, я - вечный аутсайдер,
Моя цель - спалить космос дотла, а не речка да усадьба» © Oxxxymiron
в) Множественная внутренняя
Здесь количество вариантов практически неограниченно. Все строки могут состоять из следующих друг за другом двойных или тройных рифм. В противном случае (если рифмуются все слова, но по одному) – см. пункт 9.
«Я влез на ходу, и даже, если здесь пропаду,
Крест на горбу, бегство - табу, неизвестно кому
Зачитывая текст Вагабунд, пока не найдётся место в гробу.» © Oxxxymiron
«Нам сам Анатолий Вассерман монополию на хасол дал,
В магнитоле не раз у мам ваших глаголил басурман.» © Oxxxymiron
5) Начальная рифма
Разные люди называют такой способ рифмовки по-разному, мы же давайте остановимся на термине «начальная рифма». Суть в том, что рифмуются слова на конце одной из строк, потом в начале и в конце второй строки. Также две строки могут рифмоваться исключительно на конце, а третья будет содержать рифму относительно концов двух предыдущих строк в начале.
Например:
«Не до сна - мне шлют куплеты в скайп - метаспам,
Молитесь на рэп? Я приду в этот храм - Герострат,
Мне насрать, вам уходить с фарватера пора...» © Oxxxymiron
«От лобстеров и кокса на подносах и до гоп-стопа,
За просто так, ойстерку, по посткодам на кроссах» © Oxxxymiron
Примеры не идеальные, т.к. много лишних смущающих рифм. Но точные примеры данного вида рифмовки, не импровизируя, найти довольно сложно.
6) Двойная рифма/даблраймы
Вот, пожалуй, мы и подошли к основному и самому популярному виду сложной рифмы. На баттлах двойные рифмы всегда пользовались успехом. Придумывать их не так уж и сложно, при этом вполне можно сохранить смысл. А звучат они отлично как при простом прочтении чужого текста судьей, так и в аудио. Одним словом, рифма на все времена.
При даблраймах рифмуются два последних слова в строке. Сложность двойной рифмы зависит от суммы рифмующихся слогов. Чем она больше – тем объемнее и лучше. Здесь я приведу не идеальные примеры, но без разбиений и прочих факторов, осложняющих восприятие.
Примеры:
«Но не бойтесь, все очень цивильно,
Я нищий, но у меня, как у ваших Bentley, восемь цилиндров.» © Oxxxymiron
"Тренировочные штаны, airmax, ножик -
Здесь чужаков любой подросток поиметь может" © Oxxxymiron
«Ярость, как у зеленого великана, временами дремлет,
Но наша пара - как будто вошел в дельфинарий Цербер» ©
7) Тройная рифма/триплраймы
Этот вид рифмовки уже из разряда элитных. Более сложный и менее распространенный вариант двойной рифмы. В случае триплрайма рифмуются не два, а три последних слова в строке. Такие примеры редко встретишь у популярных исполнителей, но все же.
Примеры:
«Всё, о чём ты наслышан, правильно, вроде, да только
Твой Лондон ограничен папиным полем для гольфа.» © Oxxxymiron
«Нам тут пришлось выбиваться фактически из нулей,
Измеряя длину дистанции количеством пиздюлей» © Oxxxymiron
Все типы рифмовки, где рифмуются более трех слов, но не являющиеся полнострочной, принято называть рифмой на пол-строки или недопанторифмой .
8) Полнострочная рифмовка/панторифма
Это общепринято самая сложная и престижная рифма. Писать чистой панторифмой могут очень немногие. Чаще всего такая рифма случается вкраплениями, так как весь текст, написанный панторифмой, обычно превращается в ррр.
Суть полнострочной рифмовки в том, что рифмуются все слова в каждой из строк.
Однако, есть некоторое разделение настоящей панторифмы и полнострочной рифмовки.
В случае чистой панторифмы все гласные в обеих строках совпадают, т.е. каждая рифма - точная. При полнострочной рифмовке в строчках просто рифмуются все слова, неважно, точно или нет.
Как вы понимаете, первый вариант в разы сложнее и, следовательно, почетнее.
Смотрим примеры:
Чистая панторифма (слог в слог):
"Паря главный недостаток угадал зато без дисса:
Манят лавры Герострата - дуракам закон не писан" ©
Полнострочная рифмовка:
«Годы словно Одиссея по окраинам,
Город Лондон против всех, часть вторая, ман» © Oxxxymiron
«Не признак шизика наклонности мизантропа и гомофоба,
И в жизни психика надломится из-за тролля и домового» ©
9) Плотная рифмовка
Это частный случай множественной внутренней рифмы. Все слова, или почти все слова в строках должны содержать один и тот же слог, или несколько общих слогов.
«Мой прогноз - ты проиграешь, бро, и просто пройдешь домой» ©
***
На этом заканчиваются виды рифмовки и начинаются приемы рифмовки.
1) Разбиения
В принципе, на разбиениях держится половина всех сложных рифм. Это основополагающий прием рифмовки, который, однако, может быть и способом рифмовки сам по себе. Рассмотрим все это подробнее. Разбиения бывают:
а) Квадратные
Самые простые разбиения, которые ничем не лучше квадратов в чистом виде. Придумать их просто, и ценности особой они не представляют.
Примеры: сосна=со сна, доводы= до воды, пистолет=спи сто лет и тп.
б) Обычные
Эти разбиения являются самыми популярными, они используются всеми более-менее сильными рифмовщиками и хорошо делают свое дело.
Разбиение вообще – это прием рифмовки, при котором рифмуются слоги одного более длинного слова со слогами нескольких более коротких.
Примеры:
«канитель=на бите» © Oxxxymiron
«по садовой=пасодобль» © Oxxxymiron
«Смоки Мо=покемон» © Oxxxymiron.
Такие разбиения применяются в двойных и тройных рифмах:
«Все еще бабла нет, все еще с долгами канитель,
Все еще в подвале, все еще Парламент на бите» © Oxxxymiron
«Среди разноголосых толп моя простецкой будет инициатива-
Концепцию внедряю в жизнь посредством ртути или цианида.» ©
в) Сложные
Эти разбиения сами по себе могут являться отличной альтернативой сложным рифмам, ибо звучат они просто замечательно. Чтобы писать подобным образом, нужно обладать очень высоким уровнем владения рифмой.
Примеры:
«Ты не с улицы, парень, ты просто суицидален,
Оттого, что вы мне двадцать первый целуете палец» © Oxxxymiron
«Помнишь, никто не верил что мы вместе и женаты?
Но нам карты спутал неумелый престидижитатор.» © Oxxxymiron
"А город пришвартован, плавает на длинном тросе,
В открытом море кракен хавает авианосец" © Oxxxymiron
2) Дублирование
Среди сильных рифмовщиков встречаются те, кто может сделать, как говорится, «из говна конфетку». Именно так можно описать такой прием рифмовки, как дублирование. С первого взгляда, это не более, чем квадраты, порой даже глаголы, и квадратные разбиения. На самом деле, нужно недюжинное мастерство, чтобы сделать дублирование красивым и необычным. Обычно для этого приема используются омонимы (омофоны, омографы, особенно омоформы). Если дублирование проведено не на одно, а на два или более слов, это говорит о наивысшем скиллзе автора.
Примеры красивого правильного дублирования (столь редкие):
«Тебя не полюбят, как Эма нация,
Пацаны, вы не Эм, даже не его эманация.
Вы мне близки, как будто эмо наци, я
Должен придумать еще рифму - эмм... она циа-
нид» © Oxxxymiron
«Я вам ударом снёс пол-оскала
По мне судят рэп, как оперу по Ла Скала
Твоя мамаша себе точно горло полоскала
После того, как она меня поласкала» © Oxxxymiron
«Ты перековал мечи на орала,
Пока твоя маман мою рэпчину орала,
Её любовь ко мне стала причиной орала..» © Oxxxymiron
***
Надеюсь, мой материал помог кому-то разобраться с интересующими его вопросами.
Буду очень рад, если после прочтения статьи текстовик найдет для себя мотивацию писать лучше и лучше.
Спасибо за внимание!
Не забываем комментировать.
Твиттер автора
ЛПВ
1) Глагольная рифма
Несмотря на то, что глагольная рифма повсеместно использовалась знаменитыми поэтами, в текстовых баттлах ее применение сводит ваши шансы на успех к минимуму. Этот вид рифмы – самый простой из всех существующих по причине великого разнообразия глаголов в русском языке. Срифмовать глаголами можно целый текст за пятнадцать минут без особых проблем.
Советую вам прочитать это, посмотреть примеры, а потом забыть о существовании глагольных рифм.
Примеры:
«Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.» © Михалков
«Слышали их топот параллельно, пока мы поднимались,
И мы ужасно испугались» © Гуф
2) Квадратная рифма
Квадраты – это рифмы, где у рифмующихся слов совпадают окончания (рука=мука, гора=пора). Таких слов, как и глаголов, в языке очень много, поэтому придумать такую рифму совсем не сложно. Правда, здесь есть несколько нюансов, которые будут описаны ниже. Я не советую применять такие рифмы в текстах, если вы, конечно, не хотите поскорее вылететь с баттла и пойти гулять.
а) Стандартный квадрат
Пример:
«В архиве 15-й психиатрической больницы
Его история болезни - 183 страницы.
И раз в 2 года он, как по инструкции,
Заезжает сюда с навязчивой идеей хип-хоп революции» © Гуф
б) Видоизмененный квадрат
Многие начинающие текстовики считают, что квадрат с измененным окончанием – не квадрат. Это совсем не так. Если наказание=показание – квадратная рифма, то изменения падежа или числа одного из рифмующихся слов не сделает рифму неквадратной ( наказания=показанием – тоже квадрат). Прошу обратить на это пункт серьезное внимание, чтобы не вступать потом в глупые споры с судьями.
Примеры:
«Игра постепенно принимает серьёзные масштабы.
Я могу атаковать, не выходя из секретного штаба» © Гуф
«И молвит грозно, не бойся быть раненым ,
Научись ждать, воля должна быть каменной.» © Грот и 25/17
в) Квадрат типа наречие-прилагательное
Прилагательные едва ли не чаще всего являются квадратами. Длинный=сильный, плохой=глухой и так далее. Но не забудем про такую часть речи, как наречия. Ведь слово «сильно» никак не назовешь прилагательным, не правда ли? Но рифму длинный=сильно нельзя назвать никак иначе, как подвидом видоизмененного (простите за тавтологию) квадрата. Это же относится к любым подобным рифмам, таким, как быстро=кислый, тесновато=бесноватый и тп.
***
Мы разобрались с теми видами рифм, которые не поощряются на текстовых баттлах. Теперь перейдем к тем, что считаются престижными и дают вам шанс стать победителем.
3) Акцентная/на созвучия
Основа основ всех текстов. И двойные, и тройные рифмы должны быть акцентными. Обычно, после частичного избавления от квадратов, текстовик переходит на неточные акцентные рифмы, или точные, но на один-два слога.
а) Точная
Рифма на созвучия – это рифма, где разные окончания и присутствуют созвучные слоги. Их количество определяет объем рифмы. Чем больше слогов созвучно – тем объемнее (а значит сложнее) рифма. Точная рифма на созвучия имеет рифмующееся окончание, но при этом не является квадратной. Смысл данного вида рифм кроется в гласных звуках. Например, слово «молоко». Звучит оно как «ма-ла-ко». Нам нужно слово, где есть слоги, созвучные с «ма», или «ла, или «мала». Мне пришло на ум слово «молодой» (ма-ла-дой). Получается акцентная рифма на три слога, причем точная (последний слог тоже рифмуется, но не квадратом). Или слово попроще, всего на один слог – «плут». Нам нужно слово с одним слогом и гласной «у», при этом на конце не должно быть букв «т» или «д». Например, слово «Лувр». Оно нам вполне подходит. плут=Лувр – акцентная рифма на один слог.
б) Неточная
Теперь рассмотрим пример неточной рифмы на созвучия. Это рифма, где последние слоги не рифмуются. Пусть у нас есть в тексте слово «балконный», при этом его форму мы менять не можем из-за смысла строки. Нам нужна рифма. Транскрипция будет «бал-кон-ный». Нам нужно слово, где есть слоги, созвучные с «бал», «ко», или «балко». Например, слово «парковка». Хорошо рифмуются два слога, но окончания неточные «ный»=«ка». Но в общем получилась акцентная рифма на два слога балконный=парковка. Для новичка это неплохой вариант. Думаю, не стоит отказываться от неточных рифм, это однозначно лучше квадратов.
Мы разобрались с самой методикой сочинения рифм на созвучия, теперь посмотрим на примеры. Думаю, не стоит искать конкретные строчки, вы сами сможете их найти, когда на примере исполнителей поймете, что это такое.
а.1) на один слог
«жду=шнур» © Oxxxymiron
«крах=знак» © Oxxxymiron
а.2) на два слога
«Короб=порох» © Oxxxymiron
«Джейсон=фейсом» © Oxxxymiron
а.3) на три слога
«ксенофоб=ксилофон=семафор» © Oxxxymiron
«метаспам=Геростат» © Oxxxymiron
«Титаник=скиталец» © Oxxxymiron
а.4) более, чем на три слога
«задевает=Страдивари» ©
«попиарьте=Мориарти» © Oxxxymiron
«Себестоимость=перестроилось» © Sieg_Wanez
в) На шипящие
В написании акцентных рифм есть еще один небольшой, но общепринятый нюанс. На текстовых баттлах не приветствуют рифмы на шипящие, за них снижается оценка. К этой категории относятся слова, у которых рифмующиеся слоги имеют согласную «ш», «щ», «ц» или «ж». Эти согласные облегчают рифмовку, и пропадает престижность рифмы.
Пример:
«Ведь, как же вам передать это чувство,
Когда нет никого, кто плечом бы к плечу встал.
Я не хочу вспоминать эти дни, но забыть их тоже кощунство.» © Oxxxymiron
г) Рифмы типа "ться=ца"
Очень популярный случай. Такие рифмы точно не назовешь квадратом, а придумать их просто. Поэтому они обрели столь масштабное применение в текстах. Ход, заключающийся в применении этих созвучий, очень избит и малоинтересен. Примерами могут служить сотни конкретных случаев: постараться=парарацци, околица=уколется и другие.
***
Теперь мы перейдем к разным типам сложной рифмовки, то есть той, к которой нужно стремиться.
4) Внутренняя рифма
Итак, внутренняя рифма. Это вид рифмы, когда в строке рифмуется не одно слово, а несколько - в середине строки и в конце. Это могут быть как обычные два слова, так и две двойных рифмы.
а) Обычная внутренняя
Стандартный вариант, когда рифмуется одно слово в середине и одно в конце.
«Твой номер - вечно второй, как на спине у Мальдини
Я себе укол рифмы вколол, тут против Эма "Полтинник"» ©
б) Двойная внутренняя
Здесь рифмуются уже как минимум три слова. Причем, в конце может быть, как даблрайм, так и простая акцентная рифма. То же самое и в середине. Например:
«Не следуй за мной по стопам, я - вечный аутсайдер,
Моя цель - спалить космос дотла, а не речка да усадьба» © Oxxxymiron
в) Множественная внутренняя
Здесь количество вариантов практически неограниченно. Все строки могут состоять из следующих друг за другом двойных или тройных рифм. В противном случае (если рифмуются все слова, но по одному) – см. пункт 9.
«Я влез на ходу, и даже, если здесь пропаду,
Крест на горбу, бегство - табу, неизвестно кому
Зачитывая текст Вагабунд, пока не найдётся место в гробу.» © Oxxxymiron
«Нам сам Анатолий Вассерман монополию на хасол дал,
В магнитоле не раз у мам ваших глаголил басурман.» © Oxxxymiron
5) Начальная рифма
Разные люди называют такой способ рифмовки по-разному, мы же давайте остановимся на термине «начальная рифма». Суть в том, что рифмуются слова на конце одной из строк, потом в начале и в конце второй строки. Также две строки могут рифмоваться исключительно на конце, а третья будет содержать рифму относительно концов двух предыдущих строк в начале.
Например:
«Не до сна - мне шлют куплеты в скайп - метаспам,
Молитесь на рэп? Я приду в этот храм - Герострат,
Мне насрать, вам уходить с фарватера пора...» © Oxxxymiron
«От лобстеров и кокса на подносах и до гоп-стопа,
За просто так, ойстерку, по посткодам на кроссах» © Oxxxymiron
Примеры не идеальные, т.к. много лишних смущающих рифм. Но точные примеры данного вида рифмовки, не импровизируя, найти довольно сложно.
6) Двойная рифма/даблраймы
Вот, пожалуй, мы и подошли к основному и самому популярному виду сложной рифмы. На баттлах двойные рифмы всегда пользовались успехом. Придумывать их не так уж и сложно, при этом вполне можно сохранить смысл. А звучат они отлично как при простом прочтении чужого текста судьей, так и в аудио. Одним словом, рифма на все времена.
При даблраймах рифмуются два последних слова в строке. Сложность двойной рифмы зависит от суммы рифмующихся слогов. Чем она больше – тем объемнее и лучше. Здесь я приведу не идеальные примеры, но без разбиений и прочих факторов, осложняющих восприятие.
Примеры:
«Но не бойтесь, все очень цивильно,
Я нищий, но у меня, как у ваших Bentley, восемь цилиндров.» © Oxxxymiron
"Тренировочные штаны, airmax, ножик -
Здесь чужаков любой подросток поиметь может" © Oxxxymiron
«Ярость, как у зеленого великана, временами дремлет,
Но наша пара - как будто вошел в дельфинарий Цербер» ©
7) Тройная рифма/триплраймы
Этот вид рифмовки уже из разряда элитных. Более сложный и менее распространенный вариант двойной рифмы. В случае триплрайма рифмуются не два, а три последних слова в строке. Такие примеры редко встретишь у популярных исполнителей, но все же.
Примеры:
«Всё, о чём ты наслышан, правильно, вроде, да только
Твой Лондон ограничен папиным полем для гольфа.» © Oxxxymiron
«Нам тут пришлось выбиваться фактически из нулей,
Измеряя длину дистанции количеством пиздюлей» © Oxxxymiron
Все типы рифмовки, где рифмуются более трех слов, но не являющиеся полнострочной, принято называть рифмой на пол-строки или недопанторифмой .
8) Полнострочная рифмовка/панторифма
Это общепринято самая сложная и престижная рифма. Писать чистой панторифмой могут очень немногие. Чаще всего такая рифма случается вкраплениями, так как весь текст, написанный панторифмой, обычно превращается в ррр.
Суть полнострочной рифмовки в том, что рифмуются все слова в каждой из строк.
Однако, есть некоторое разделение настоящей панторифмы и полнострочной рифмовки.
В случае чистой панторифмы все гласные в обеих строках совпадают, т.е. каждая рифма - точная. При полнострочной рифмовке в строчках просто рифмуются все слова, неважно, точно или нет.
Как вы понимаете, первый вариант в разы сложнее и, следовательно, почетнее.
Смотрим примеры:
Чистая панторифма (слог в слог):
"Паря главный недостаток угадал зато без дисса:
Манят лавры Герострата - дуракам закон не писан" ©
Полнострочная рифмовка:
«Годы словно Одиссея по окраинам,
Город Лондон против всех, часть вторая, ман» © Oxxxymiron
«Не признак шизика наклонности мизантропа и гомофоба,
И в жизни психика надломится из-за тролля и домового» ©
9) Плотная рифмовка
Это частный случай множественной внутренней рифмы. Все слова, или почти все слова в строках должны содержать один и тот же слог, или несколько общих слогов.
«Мой прогноз - ты проиграешь, бро, и просто пройдешь домой» ©
***
На этом заканчиваются виды рифмовки и начинаются приемы рифмовки.
1) Разбиения
В принципе, на разбиениях держится половина всех сложных рифм. Это основополагающий прием рифмовки, который, однако, может быть и способом рифмовки сам по себе. Рассмотрим все это подробнее. Разбиения бывают:
а) Квадратные
Самые простые разбиения, которые ничем не лучше квадратов в чистом виде. Придумать их просто, и ценности особой они не представляют.
Примеры: сосна=со сна, доводы= до воды, пистолет=спи сто лет и тп.
б) Обычные
Эти разбиения являются самыми популярными, они используются всеми более-менее сильными рифмовщиками и хорошо делают свое дело.
Разбиение вообще – это прием рифмовки, при котором рифмуются слоги одного более длинного слова со слогами нескольких более коротких.
Примеры:
«канитель=на бите» © Oxxxymiron
«по садовой=пасодобль» © Oxxxymiron
«Смоки Мо=покемон» © Oxxxymiron.
Такие разбиения применяются в двойных и тройных рифмах:
«Все еще бабла нет, все еще с долгами канитель,
Все еще в подвале, все еще Парламент на бите» © Oxxxymiron
«Среди разноголосых толп моя простецкой будет инициатива-
Концепцию внедряю в жизнь посредством ртути или цианида.» ©
в) Сложные
Эти разбиения сами по себе могут являться отличной альтернативой сложным рифмам, ибо звучат они просто замечательно. Чтобы писать подобным образом, нужно обладать очень высоким уровнем владения рифмой.
Примеры:
«Ты не с улицы, парень, ты просто суицидален,
Оттого, что вы мне двадцать первый целуете палец» © Oxxxymiron
«Помнишь, никто не верил что мы вместе и женаты?
Но нам карты спутал неумелый престидижитатор.» © Oxxxymiron
"А город пришвартован, плавает на длинном тросе,
В открытом море кракен хавает авианосец" © Oxxxymiron
2) Дублирование
Среди сильных рифмовщиков встречаются те, кто может сделать, как говорится, «из говна конфетку». Именно так можно описать такой прием рифмовки, как дублирование. С первого взгляда, это не более, чем квадраты, порой даже глаголы, и квадратные разбиения. На самом деле, нужно недюжинное мастерство, чтобы сделать дублирование красивым и необычным. Обычно для этого приема используются омонимы (омофоны, омографы, особенно омоформы). Если дублирование проведено не на одно, а на два или более слов, это говорит о наивысшем скиллзе автора.
Примеры красивого правильного дублирования (столь редкие):
«Тебя не полюбят, как Эма нация,
Пацаны, вы не Эм, даже не его эманация.
Вы мне близки, как будто эмо наци, я
Должен придумать еще рифму - эмм... она циа-
нид» © Oxxxymiron
«Я вам ударом снёс пол-оскала
По мне судят рэп, как оперу по Ла Скала
Твоя мамаша себе точно горло полоскала
После того, как она меня поласкала» © Oxxxymiron
«Ты перековал мечи на орала,
Пока твоя маман мою рэпчину орала,
Её любовь ко мне стала причиной орала..» © Oxxxymiron
***
Надеюсь, мой материал помог кому-то разобраться с интересующими его вопросами.
Буду очень рад, если после прочтения статьи текстовик найдет для себя мотивацию писать лучше и лучше.
Спасибо за внимание!
Не забываем комментировать.
Твиттер автора
ЛПВ
Комментарии:
20.03.2012 19:46
в примере хорошей рифмы кроме Оксимирона нет никого , никто больше рифму не пишет хорошую что ли ? За словарь спасибо большое цифер
20.03.2012 20:25
просто примеры любых рифм у Мирона самые яркие и точные, на мой взгляд. спасибо за отзыв.
02.04.2012 09:22
конечно ,цифры фанатеет от окси, вот он и оказался лучшим рифмовщиком . А так, для наглядности вполне пойдет .
20.03.2012 20:36
я теперь звезда
20.03.2012 20:58
Распишись на стене ))
20.03.2012 23:51
ты слишком ничтожен,чтобы снизошел до тебя
21.03.2012 00:38
Я думаю рифма и смысл несколько разные вещи, и мешать их в одной теме ошибочно. Тем более, мне тяжело представить статью, описывающую какой должен быть правильный смысл))
21.03.2012 12:19
Слушайте рифмы © Мирон
21.03.2012 12:29
Примеры однообразны, сказывается помешательство автора на Оксимироне. Но сама по себе статейка информативна, я даже для себя мелкие нюансы разъяснил.
24.03.2012 15:45
кроме мирона нет больше реперов, которые бы так рифмовали в своих текстах. и не удивительно что автору пришлось его послушать) хотя, знаю, ему другой реп по-больше нравится, чем "этот"))
24.03.2012 16:36
нифига ты не знаешь , у него на аве Оксимирон стоит и сам он слушатель его
21.03.2012 15:38
в моем случае примат рифмы над смыслом не подвергается никаким сомнениям.
а второй аспект рэпа, который я считаю основополагающим, тоже будет описан в отдельной статье, которая должна появиться здесь.
а второй аспект рэпа, который я считаю основополагающим, тоже будет описан в отдельной статье, которая должна появиться здесь.
21.03.2012 15:39
спасибо за отзывы
24.03.2012 15:59
автору спасибо за словарик. щелкая семечки, внимательно всё прочел)))
25.03.2012 23:44
в статью добавлен пример идеальной панторифмы слог в слог. первые две строки - просто эталон.
26.03.2012 03:26
Так-то нормально, но в самом деле, Оксимирон тут не единственный рифмач в мире)) Мог бы привести примеры и из своего баттлового опыта. Да у меня, блеать, есть под все виды свои примеры из себя же.)) Но статью писал ты, тебе и респект)).
26.03.2012 15:17
примеры из моих работ тут присутствуют, их легко распознать по отсутствию после значка (c) псевдонима автора.
не будем забывать про популяризацию Оксимирона, ибо сию статью могут прочитать любители другого рэпа, которых такие рифмы заинтересуют и они скачают треки Мирона для ознакомления как минимум.
спасибо за отзыв.
не будем забывать про популяризацию Оксимирона, ибо сию статью могут прочитать любители другого рэпа, которых такие рифмы заинтересуют и они скачают треки Мирона для ознакомления как минимум.
спасибо за отзыв.
29.03.2012 18:38
Спасибо автору за стаью. Много нового узнал)))
Но я считаю, что не один Окси классно рифмует
Есть ещё Джоннибой, Герои Комиксов и тд.
Плиз, добавьте ещё чьи-нибудь рифмы)))
Но я считаю, что не один Окси классно рифмует
Есть ещё Джоннибой, Герои Комиксов и тд.
Плиз, добавьте ещё чьи-нибудь рифмы)))
31.03.2012 15:01
примеры рифм не изменятся кардинально как минимум до статьи версии 3.0, причем неизвестно, будет ли она вообще. возможно, сюда будут добавлены какие-то примеры редких рифм, но вероятность невелика.
02.04.2012 00:02
я ночью плачу и дрочу!
02.04.2012 00:02
ах да, "словарик" банальный
17.04.2012 10:42
Интересный вопрос, интересная статья.. не задавался вопросом.. теперь лишь до этого времени... не ожидал такого ассортимента..
17.04.2012 10:42
и минусы на примере гуфа, душа порадовалась) не для меня одного его манера является бредом
19.04.2012 09:36
лудше пример Дигги превели чем Окси не я конешно не против него но и не за Окси
23.04.2012 16:51
квадраты и покореженные ударения - не образец рифмы, как мне кажется.
19.05.2012 19:03
кое чего интересное узнал.теперь может рискну в текстах побалтлиться если время позволит)проще стало складываться рифмы когда уяснил для себя все окончательно.жаль примеров сложной рифмы мало.но все равно респект автору
21.05.2012 14:14
очень впечатлило, давно чё то не читал такого. жаль примеров маловато
з.ы. давай ещё чего-нибудь в этом роде или биографию, или что угодно, но поинтереснее, а то читать нечего
з.ы. давай ещё чего-нибудь в этом роде или биографию, или что угодно, но поинтереснее, а то читать нечего
18.06.2012 12:44
полезно, познавательно.
сппсибо за статью, автор
сппсибо за статью, автор
29.06.2012 20:18
можно кстати у файка интересные рифмы найти. кстати такой спорный вопрос возник. передам=по рядам это квадратное разбиение либо это все таки квадратная рифма поясните пожалуйста???
02.07.2012 20:35
У Файка и Змея порой очень интересные рифмы, а Змей вообще может идти вровень с Окси по мастерству, да и у остальных из Касты бывают крутые моменты вроде куплетов в "Истина где-то рядом" и "Закрытый космос"
04.07.2012 01:52
вровень с окси это ты перегибаешь конечно.хотя местами змей неплох.у ребят с кича рекордс ниче такие рифмы еще.свята хотя бы взять.и кстати у танира можно яркие примеры плотной рифмовки найти
04.07.2012 08:52
Каста по рифме Мирону - не ровня..
Я даже даблрайма не могу припомнить, даже у Змея, а он из этого квартета рифмует лучше всех..
У Влади необычная рифма, но она в основном на конец строки, внутренней не могу припомнить(может не прав, но я не помню)
***
Я всегда и везде по рифме продвигаю Луперкаля - он, по-моему, не уступает Окси, просто, стиль немножко другой - у него в основном плотничком и на один-два слога рифма.В совместке с Мироном, его куплет выглядит выигрышнее намного, в этом треке он, точно, уделал Оксимирона по рифме!!!
***
Данную статью считаю лучшим русскоязычным словарем рифмы, хотя и все завязано на Мироне!
Я даже даблрайма не могу припомнить, даже у Змея, а он из этого квартета рифмует лучше всех..
У Влади необычная рифма, но она в основном на конец строки, внутренней не могу припомнить(может не прав, но я не помню)
***
Я всегда и везде по рифме продвигаю Луперкаля - он, по-моему, не уступает Окси, просто, стиль немножко другой - у него в основном плотничком и на один-два слога рифма.В совместке с Мироном, его куплет выглядит выигрышнее намного, в этом треке он, точно, уделал Оксимирона по рифме!!!
***
Данную статью считаю лучшим русскоязычным словарем рифмы, хотя и все завязано на Мироне!
04.07.2012 16:09
он внутренней рифмой в том числе множественной владеет.трек такое чувство его куплет слухани для примера.а что не ровня мирону согласен.я че то не припоминаю ему ровню вообще
04.07.2012 17:06
По рифме куплет в "Такое чувство" у Змея мне нравится больше всех.
04.07.2012 18:06
согласен.
поправка.по моему svyat из white style не хуже мирона рифмует....
поправка.по моему svyat из white style не хуже мирона рифмует....
09.07.2012 21:01
Свят полнострочкой пишет, и больше ничего. Мирон намного более разносторонний, хотя в своем амплуа Свят лучше.
09.07.2012 23:40
я согласен мирон разнообразнее.но писать полностройной мягко говоря не особо просто.я например этим видом рифмы 2ой год безрезультатно пытаюсь овладеть. а к таниру из да гудда джаз как относишься????
19.08.2012 08:52
Он почти теряет смысл, рифмую полнострочной. И там, где он это делает текст представляет из себя набор панчей и неоднозначных размытых метафор. Для припева такое годится, а для куплетов же - нет.
06.09.2012 14:13
ребят а как называется рифма где одно слово с двойным смыслом?например
я как ванильный статус – от меня (тащатся телки_)
ты как перегруженная телега из-за тебя ели (тащатся телки.) это типо квадрат?
я как ванильный статус – от меня (тащатся телки_)
ты как перегруженная телега из-за тебя ели (тащатся телки.) это типо квадрат?
14.09.2012 17:13
дублирование тоже
26.09.2012 15:28
Отличная статья, неоднократно перечитаваю, чтоб не растерять приобретённые знания. Но есть один пример, который звучит глупо и нелепо - Паоло Мальдини всегда играл под номером 3, а не 2, за ним даже номер закреплён, и ни один игрок никогда не сможет сыграть за Милан под этим номером. Выходит, что это РРР.
16.10.2012 22:53
у Johnyboy тож много крутых рифм
"можно сказать я [пою для души],
ведь [братиш это факт мы пока пели даром],
мне нахуй не нужен [парфюм живанши]
ведь мне [ближе аромат табака с перегаром]" (с)
"можно сказать я [пою для души],
ведь [братиш это факт мы пока пели даром],
мне нахуй не нужен [парфюм живанши]
ведь мне [ближе аромат табака с перегаром]" (с)
15.11.2012 15:39
Часто заходил на форумы где всё объясняется сыро и не понятно, это наверно первый раз когда я зарегистрировался на сайте просто чтобы написать, что шикарный словарь, спасибо, очень многое понял и сделал конечно же выводы, жду продолжения...!
30.11.2012 19:50
Автор, молодец! Заслуживаешь уважения!
30.11.2012 20:14
Не беспокойся.
Он давно имеет его.
Он давно имеет его.
14.01.2013 14:59
У Oxxxy самые четкие тексты, так как это самый разносторонний рэпер! К примерам можно конечно привести тексты Mr.Hyde, но это уже не то, а вот Oxxxy вполне подходит!
За словарь респект автору, развивай его!
За словарь респект автору, развивай его!
20.01.2013 23:17
Странно, что тут так мало примеров не из окси, я тут погуглил и нашёл сай на нём тоже про рифмы пишут, но там примеров больше, ну там свят, лаванда и прочие, вот http://rhymes-and-punches.narod2.ru/rifmi/
21.01.2013 04:47
Ребят, а че вы Фейсбук не юзаете?
Может вам помочь с ним?
Может вам помочь с ним?
08.02.2013 12:25
Сижу курю возле монитора её вспоминая
Это моё само яркое воспоминание
дакурил, но курить ещё хочу,
запах сигарет на хате почуял
хочу увидеть тебя моя милая моя родная
А мало ведь тех кому я говорю родные
задалбался время хуйней страдая сужать
Круг общих наших знакомых очень узок
Без тебя надоело мне все
А ведь все так спонтанно начиналось
Переписки в вк стандартоное было начало
Добавила в друзья,написала
Лайнула аву,ответа ждала
Музыку слушала,ответ писала
Песню перепевала,и в небесах летала
Выбор предстоял передо мной
Я отдал предпочтение другой
Да да именно подружке той
Сп потом мы в вк с тобой поставили
Микрофон от скайпа на подставку ставил
Не подскажете какой это вид рифмы?
Если что укажите на ошибки и помогите исправить.
Это моё само яркое воспоминание
дакурил, но курить ещё хочу,
запах сигарет на хате почуял
хочу увидеть тебя моя милая моя родная
А мало ведь тех кому я говорю родные
задалбался время хуйней страдая сужать
Круг общих наших знакомых очень узок
Без тебя надоело мне все
А ведь все так спонтанно начиналось
Переписки в вк стандартоное было начало
Добавила в друзья,написала
Лайнула аву,ответа ждала
Музыку слушала,ответ писала
Песню перепевала,и в небесах летала
Выбор предстоял передо мной
Я отдал предпочтение другой
Да да именно подружке той
Сп потом мы в вк с тобой поставили
Микрофон от скайпа на подставку ставил
Не подскажете какой это вид рифмы?
Если что укажите на ошибки и помогите исправить.
26.03.2014 01:34
Мешок глагольных +одинаковые слова.
01.12.2013 00:53
Я б её, будь я тобой, в подвал
заточил,
Воронёный вытащил кинжал,
заточил,
Суку бы убил, освежевал,
заточил,
Кости бы в багажник, тачку перепарковал, и перевесил номера, твоя потеря не видна,
из-за тачил.
© Oxxxymiron (versus#3, VS Крип-А-Крип)
заточил,
Воронёный вытащил кинжал,
заточил,
Суку бы убил, освежевал,
заточил,
Кости бы в багажник, тачку перепарковал, и перевесил номера, твоя потеря не видна,
из-за тачил.
© Oxxxymiron (versus#3, VS Крип-А-Крип)
26.03.2014 01:16
И никого не смущает, что грек Герострат
Видно лень почитать, видно слижут и так
Моя лекция вам, не ликбез просто спам
Хоть словами играть вы и стали нормально,
Всё ж великих не знать это срам.
Хотя бы как пишется....
Видно лень почитать, видно слижут и так
Моя лекция вам, не ликбез просто спам
Хоть словами играть вы и стали нормально,
Всё ж великих не знать это срам.
Хотя бы как пишется....
26.03.2014 01:22
Друг, делавший ликбез, я понимаю что стихосложение учить на уроках литературы не по пацански. Но выдавать классическое чередование стоф
а б а б за гениальные рифмы просто записав их в одну строфу это уже через чур.
За инфу спасибо.
а б а б за гениальные рифмы просто записав их в одну строфу это уже через чур.
За инфу спасибо.
15.04.2014 23:03
Ребят, а что такое РРР?
И ещё, почему это считается внутренней?
«Твой номер - вечно второй,
как на спине у Мальдини
Я себе укол рифмы вколол,
тут против Эма "Полтинник"» ©
получается большинство поэтов пишут внутренней рифмой?
Это же вроде просто чередование строк с рифмой на конце
И ещё, почему это считается внутренней?
«Твой номер - вечно второй,
как на спине у Мальдини
Я себе укол рифмы вколол,
тут против Эма "Полтинник"» ©
получается большинство поэтов пишут внутренней рифмой?
Это же вроде просто чередование строк с рифмой на конце
18.04.2014 14:47
Мирон рифмует ебанно.
08.05.2017 09:17
1) Насчёт крестового похода против глагольных рифм: глагольные рифмы не только имеют право на жизнь, но и придают движения тексту создают картину действия в сюжете, а также вполне могут быть точными, быть в составных конструкциях и т.д. То, что приведено в пример глагольных рифм у Михалкова - это детские стихи, а детская поэзия всегда упрощённая, к тому же в пример приведены рифмы классического типа, то есть на окончание. Поэтому данный пример против глагольных рифм вообще не аргумент.
2) Насчёт классических рифм (они же так называемые "квадраты"). Классическая рифма это рифма на окончание, то есть на ударную гласную (реже - на ударный слог) и все последующие звуки после неё. Классическая рифма также не только имеет право на существование и использование, но также могут быть точными (точное окончание).
3) Рифмуются не слоги, а СЛОВА. В словах во внимание берётся как состав согласных, так и состав гласных, но, как правило, в основном определяется ударный слог (или ударный элемент - единство ударной гласной и наиболее звучных согласных) и прилегающие к нему звуки, и к этому элементу подбирается рифма.
Слог вообще - это единство гласного и согласного звуков. На созвучии одних лишь гласных (ассонанс) далеко не уехать. Всю историю рифмы большее внимание уделяется созвучию согласных (аллитерации).
4) Составная рифма (она же упомянута в статье как "разбиение") - суть омограмма, то есть комбинируется путём разрывов-перестановок слогов. То что приведено в пример как "квадратное разбиение" суть каламбурная рифма. Каламбуры действительно просты, и зачастую напрашиваются сами собой. Поэтому выглядят банально. Но в данных примерах разбиения можно отнести к приблизительным, неточным.
2) Насчёт классических рифм (они же так называемые "квадраты"). Классическая рифма это рифма на окончание, то есть на ударную гласную (реже - на ударный слог) и все последующие звуки после неё. Классическая рифма также не только имеет право на существование и использование, но также могут быть точными (точное окончание).
3) Рифмуются не слоги, а СЛОВА. В словах во внимание берётся как состав согласных, так и состав гласных, но, как правило, в основном определяется ударный слог (или ударный элемент - единство ударной гласной и наиболее звучных согласных) и прилегающие к нему звуки, и к этому элементу подбирается рифма.
Слог вообще - это единство гласного и согласного звуков. На созвучии одних лишь гласных (ассонанс) далеко не уехать. Всю историю рифмы большее внимание уделяется созвучию согласных (аллитерации).
4) Составная рифма (она же упомянута в статье как "разбиение") - суть омограмма, то есть комбинируется путём разрывов-перестановок слогов. То что приведено в пример как "квадратное разбиение" суть каламбурная рифма. Каламбуры действительно просты, и зачастую напрашиваются сами собой. Поэтому выглядят банально. Но в данных примерах разбиения можно отнести к приблизительным, неточным.
Извините, добавлять комментарии к материалам у нас могут лишь зарегистрированные пользователи. Войдите на сайт, или зарегистрируйтесь.
Регистрация | Вход